Последний из славянофилов. А.И. Кошелев (1806-1883)

Настоящей статьей, подготовленной первоначально для журнала "Даниловский благовестник", начинается ряд публикаций, посвященных даниловскому некрополю. Сюда будут включены как материалы по истории древнего кладбища Данилова монастыря, так и статьи об известных людях, похороненных на нем. 

А.И. КошелевКак и все славянофилы, Александр Иванович Кошелев происходил из древнего дворянс­кого рода. С детства он усвоил семейные традиции, главной из которых была глубокая церковность. Именно патриархальность уклада семейств Аксаковых, Киреевских, Хомяковых, Самариных, Кошелевых создала почву для становления будущих теоре­тиков русского направления.

Во многом своим образованием Александр Иванович был обязан Авдотье Петровне Елагиной (1789-1877), племяннице В.А. Жуковского, вдохновительнице известного салона, который вошел в историю русской литературной жизни Москвы 30-40-х годов. Много молодых людей 30-х годов XIX века получило нравственное и умственное становление в гостеприимном доме Елагиных. У Авдотьи Петровны был талант воспитателя. Она руководствовалась принципом: «Усовершенст­вование науки еще не главное: ум - второе отделение души; нужно усовершенствовать душу и не дать ей пасть»[1].

Елагина отличалась глубо­кой религиозностью и всесторонней образованностью. Была талантли­вой переводчицей, занималась живописью, литературой. До глубокой старости сохраняла ясный, живой ум, следила за новинками евро­пейской литературы и продолжала заниматься переводами. Скончалась на 86-м году, пережив мужа и семерых детей.

Сыновья Авдотьи Петровны от первого брака с В.И. Ки­реевским, Иван и Петр, стали яркими представителями славянофильства. Овдовев в 23 года, Авдотья Петровна вступила в брак с А.А. Елагиным. Семейство Кошелевых было близко знакомо с домом Елагиных.

Александр подружился с Иваном Киреевским, будущим религиозным философом. Вместе готовились поступать в Московский университет, занимались у известных профессоров, изучали языки и «жили как бы одной жизнью», по выражению Кошелева. Их юношеская дружба сохранилась на всю жизнь. После смерти от холеры Ивана Киреевского в 1856 году Авдотья Петровна писала Кошелеву: «Ваша дружба с Иваном привязала меня к вам материнской любовью... Пятьдесят пять лет вашей дружбы, пятьдесят пять лет вашей сыновней любви ко мне, 55 лет моей ма­теринской любви к вам не истребляются»[2]. После смерти философа А.И. Кошелев начинает готовить посмертное издание его сочинений.

Еще отроком Кошелев удивлял своей неутомимой работоспособ­ностью. В 12-летнем возрасте он сделал серьезные выписки из шести то­мов только что вышедшей Истории Карамзина.

Рано потеряв отца, Александр Иванович был глубоко привязан к матери, Дарье Николаевне. За пять лет службы в Петербурге он написал ей 269 писем. Современного человека в этих письмах поражает неиссякаемая сердечность. Приводим несколько выдержек. 22-летний Кошелев делится своими размышлениями о карьере: «...Убежден, что чины и кресты придут со временем, нужно, прежде всего, положить основание, привыкнуть к труду. Я постараюсь быть истинно полезным отечеству, своему Государю»[3]. На тревожные вопросы ма­тери, часто ли он посещает церковь в Петербурге, не рассеивает ли его светская жизнь столицы, сын отвечал: «Я никогда не соглашусь вести жизнь праздную ни в Петербурге, ни в Москве, проживая до­ходы... Если я оставлю службу, то буду вести жизнь очень уединен­ную, много буду заниматься сельским хозяйством, но не буду снова выставлять свою физиономию по балам и собраниям». Из другого письма: «Часто Вы меня увещевали приближаться к Богу; как я Вам благодарен за эти увещания! Благодать Божия не покидала меня; и одно из лучших для меня удовольствий - встать поутру и прочесть две или три главы из Евангелия. Это успокаивает меня на целый день и очищает душу...»[4]. В 1835 году, когда Александр Ивановичу было 29 лет, умерла его мать. В этом же году он женится на Ольге Федоровне Петрово-Солово (1816 -1893)[5].

В 40-е годы XIX века, когда складывается учение славянофилов, умственная и общественная деятельность Кошелева получает четкое направление под влиянием бесед с А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским. В то время, когда в образованной светской среде утверди­лось мнение, что православие пригодно только для простых народ­ных масс, славянофилы пропагандируют христианское учение, утверж­дая его «пригодность» для высших образованных слоев общества. Не оставляя политических газет и журналов, в 40-50-е годы Кошелев изучает творения святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Ефрема Сирина. «Это чтение имеет на меня весьма сильное действие, - записывает в дневнике Александр Иванович, - учение Христово должно перейти в жизнь. Французский коммунизм должен был возникнуть, потому что деньги сделались идолом всех и каждого; чрезмерное богатство некоторых и совершенная бедность прочих должны породить нелепую мысль французского коммунизма. В христианском государстве французский коммунизм был бы невозможен; он силится взять то, что каждый христианин по совести должен сам положить к ногам своей братии... Решительно перед каждым действием должно думать, согласно ли оно с учением Христовым. Нам, частным людям, должно проповедовать учение Христово везде и стараться всеми силами осуществить его в своей жизни»[6].

Религиозные убеждения для славянофилов стали основой в реше­нии крестьянского вопроса. Задолго до его официального обсуждения Хомяков и Кошелев освещают эту тему в своих изданиях, разрабатывают план освобождения крестьян с землей через выкуп. С 1847 года дело освобождения крестьян определяет обществен­ную жизнь А.И. Кошелева. В 1858 году он открывает первую публичную библиотеку в Рязани. После реформы 1861 года Александр Иванович - земский деятель в области народного образования, министр финансов в Царстве Польском, известный публицист, гласный Московской город­ской думы. В это время он также - редактор и издатель периодических изданий «Русская беседа» и «Сельское благоустройство». В московском доме Кошелевых на Поварской в течение сорока лет собирались деятели литературы и науки.

А.И. Кошелев умер внезапно на 76-м году, работая до последнего для жизни. Отпевание и Литургию совершал архимандрит Данилова монастыря Амфилохий (Сергиев-Казанский) в храме Рождества, что в Кудрине, находящемся вблизи дома Кошелева. Похоронная процессия прошла от храма Рож­дества по проезду Новинского бульвара, Кудринской площади, Поварс­кой, через Каменный мост к Данилову монастырю.

А.И. Кошелев пережил всех славянофилов. Своей личной жизнью и общественной деятельностью Александр Иванович утверждал на практике учение славя­нофилов. В своих выступлениях он любил повторять: «Прежде чем тол­ковать о чем-либо русском, надо изучить это русское». Он материально поддерживал общества по изучению России, был основателем земс­кой статистики в Москве и в Рязанской губернии, финансировал изда­ния по русской истории. Свое юношеское стремление быть полезным Отечеству он смог воплотить на практике.

Елена Шкурская, 2003 г. 



[1] Биография А.И. Кошелева. М.,1892. Т.1. Кн. 2. С. 14.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Биография А. И. Кошелева. Т. 2. С. 80-81.

[5] После смерти мужа О.Ф. Кошелева подготовила к изданию биографию А.С. Кошелева.

[6] Биография А.И. Кошелева. Т.2. С. 80-81.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «Испытания проходят, а Церковь остается»

    4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 102-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Большом соборе Донского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя.

  • Приветственное слово участникам конференции «Монашество и современный мир»

    Приветственное слово Высокопреосвященного митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора (Кипрская Православная Церковь) на открытии монашеской конференции «Монашество и современный мир» (Большая Соборная палата подворья святого Прокопия ставропигиального мужского монастыря Киккской иконы Божией Матери. Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

  • Епископ Солнечногорский Алексий принимает участие в международной конференции «Монашество и современный мир»

    26 ноября 2019 года делегация монашествующих в составе архиереев, наместников, игуменов, игумений и насельников монастырей Русской Православной Церкви из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран прибыла в Республику Кипр для участия в международной конференции «Монашество и современный мир».

  • Введение во храм и храм Введения

    4 декабря (по новому стилю) православные отмечают один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт