Cловесная икона Святой Руси

Сравнение двух богослужебных последований XVI и XX веков

Служба инока Григория середины XVI века определяет собору новых русских чудотворцев торжественное богослужение со Всенощным бдением[13]. Оно начинается Малой вечерней, в которой, как в фокусе, собирается главная мысль праздника. Песнопения посвящены прославлению первых русских святых, насадивших семена православной веры на Русской земле - святого князя Владимира, святой княгини Ольги, святых князей-мучеников Бориса и Глеба, начальников русского монашества, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Стихиры поэтично сравнивают Владимира с ветвью, взрастившей благоуханные цветы, - Бориса и Глеба. Отцом и наставником русским величается Равноапостольный великий князь. Завершают Малую вечерню песнопения, славящие преподобных отцов, основателей многих русских монастырей - Кирилла Белозерского, Евфимия Суздальского и других. Коротким замковым стихом, лаконично передающим смысл и содержание праздника, - тропарем - заключается вечерня. В нем чествуются «теплии заступницы Русския земли и всем верным стена и утверждение».

Песнопения торжественной Великой вечерни открывают величественные, яркие стихиры на «Господи, воззвах». Вначале прославляются святые архиереи, преемники апостольской власти на Русской земле, особенно митрополиты Московские Петр и Алексий. Затем воспоминаются бескровные мученики, преподобные отцы, из которых отмечаются «наставник иноком» преподобный Сергий Радонежский и «Суждальский светлый светильник» преподобный Евфимий. Наконец, мысль автора обращается к святому князю Владимиру, который принял в свою «крепкоразумную душу» благодать Святого Духа и просветил Русь святым крещением. Стихиры на литии посвящаются первым русским святым киевского периода и всем преподобным, которые «в мире воистину явишася якоже ангели». Стихиры на стиховне соборно воспевают все лики святых, разнообразно угодивших Богу, но особое внимание уделяется князю Владимиру и святым женам Русской земли - Евфросинии Суздальской, княгине Ольге, Февронии Муромской.

Утреня раскрывает и дополняет содержание Великой вечерни. Канон утрени является наиболее содержательной частью службы, словесным изображением праздника. Составляющие его песнопения часто отражают историческую реальность. «Творцы и списатели служб в честь русских святых и церковных событий не отрывались от своего времени и, смешивая в службах жития и прославления святости, отмечали в них исторические этапы русского народа. Тексты русских служб могут послужить иллюстрацией к начертанию русской истории», - писал Ф.Г. Спасский[14].

Первая песнь прославляет насадителей Православия на Руси - киевских святых. В третьей песне воспоминаются продолжатели начальников русского монашества Антония и Феодосия - преподобные отцы северной Фиваиды: преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Кирилл Белозерский и другие. Следующие две песни посвящены ученикам преподобного Сергия и вновь прославленным чудотворцам. Шестая песнь - смиренная мольба составителя о помиловании и заступничестве сонма святых отцов. Седьмая песнь воспевает святых матерей Русской земли. Восьмая прославляет святителей. Венчает канон память о святых мучениках, освятивших Русь своей кровью, пролитой за верность Христу и Его заповедям. Не только к названным поименно, но и к «праведникам неименованным» обращена молитва автора службы.

Завершают утреню праздничные стихиры «На хвалитех», славящие собор святых, «Российскому отечеству утверждение».

Композиционно служба построена на прославлении угодников по чинам их святости. Вслед за начальниками Православной Руси, угодниками киевскими, последовательно воспоминаются святители и мученики, преподобные отцы и матери. Построение традиционно иерархическое.

В Музее книги Российской государственной библиотеки хранятся два экземпляра издания службы Всем новым русским чудотворцам 1786 года с пометками новых русских гимнографов, составителей богослужебного чина начала XX века (инв. № 6411, 6410).

Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, 1918-1960 годов представляет собой уникальное явление. Это дивная словесная икона Русской Церкви, вместившая полноту путей святости русского народа, просвещенного православной верой.

Разнообразны дороги, по которым человек приходит ко Христу. Многогранны возможности богоугождения. Сердце человеческое настолько непостижимо, настолько таинственны его глубины, так неповторимы личные отношения человека и Бога, что невозможно отобразить вполне великое множество сияющих граней святости. Однако на исходе тысячелетия бытия православной Руси, пред лицом страшного испытания безбожием Русская Церковь нашла тех людей, которые в соборном творчестве смогли создать прекрасный образ Святой Руси. Богослужебное последование праздника Всем Русским Святым живо связано исторической правдой XX века с болью сердца русского православного человека. Противостоя безверию и ненависти ко Христу, Русская Церковь призвала на молитвенное служение свой «красный плод» - святых, процветших в пределах Российской державы.

Составители службы использовали древние богослужебные последования, многие песнопения были написаны вновь. Были внесены и необходимые дополнения для того, чтобы службу Всем Русским Святым можно было совершать не только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но и в другое время и не обязательно в воскресный день. Особенное влияние оказала служба Сретению Владимирской иконы Богоматери. Память о священном палладиуме Русской державы пронизывает всю ткань богослужебных текстов[15].

Богослужение Всем святым, в земле Русской просиявшим, начинается, как и древняя служба инока Григория, Малой вечерней. Ее песнопения прославляют «избранных от людей русских», которые «яко звезды многосветлыя... яко камение блистающее», просияли в нашем Отечестве. Перед внутренним взором предстает величавое зрелище: «святии сродницы наши светят концем Русския земли, от невечерняго Света облистаеми», «треблаженный собор русских святых ко врагом Святыя Руси всегда является оружие обоюдуострое».

В Богородичнах обращаются к воспоминанию наиболее чтимых русских святынь - чудотворных икон Богоматери. Так, в качестве Богородична при тропаре Русским Святым использован тропарь Казанской иконе Божией Матери. Веруя в особый покров Божией Матери над Россией, мы молим Ее разрушить еретические действия людей, «не кланяющихся, ниже чтущих» честный образ Ее.

После Малой вечерни совершается особое молебное пение, составленное епископом Афанасием (Сахаровым) по подобию древнего канона ко Пресвятой Богородице Феостирикта монаха. Каждое прошение пронизывает живая вера в помощь прославленных святостью соотечественников, молитвенников о страдающей России.

В молитве после молебного пения звучит призыв: «Страстотерпцы Российстии преславнии! Укрепите нас в мужественнем стоянии даже до крове за веру Православную и обычаи отеческия...» Замечательно мужество составителей Службы, которые сами шествуя скорбным, тернистым путем исповедничества по земле, залитой кровью новых мучеников за Христа и исповедников веры, восславили их подвиг и дерзнули обратиться к ним с молитвой: «Вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь...»

Особенно торжественно пение Великой вечерни. Величественные стихиры на «Господи, воззвах», прославив соборно всех русских святых, последовательно, по ликам, воспевают «Христовой Церкви светлое украшение» - русских святителей, «святый собор» преподобных отцов, «православною мудростию сияющих» российских князей, освятивших своей кровью Русскую землю, мучеников, «просиявших в России» блаженных юродивых и всех святых. Стихира на «Слава» взывает: «Веселися о Господе, Русь Православная, радуйся и ликуй верою светло одеявшися... Благодарно Спасу возопий: Господи, слава Тебе».

В литийных стихирах страдающая, гонимая, презираемая земная Церковь дерзновенно зовет Церковь Небесную, сорадоваться с ней и ходатайствовать пред Богом за истязуемое Отечество и православных людей, «озлобленных мучительскими прещении и лютым неистовством неверных, от нихже, яко пленницы и нази, гонимых». Богородичен на литии посвящен Покрову Божией Матери.

Заканчивают Великую вечерню победоносно звучащие стихиры на стиховне: «Земле русская, граде святый...» и тропарь «Якоже плод красный...», написанный Патриархом Сергием (Страгородским). Составители воспользовались стихирами из службы инока Григория XVI века: «Земля веселится» и «Святых память»[16].

Утреня начинается праздничными тропарями. Богородичен является переложением тропаря Владимирской иконе Богоматери. Вновь и вновь взывает Церковь к русским угодникам с мольбой защитить землю Русскую и разогнать омрачившее ее облако неверия, невзирая на «сынов века сего, глаголющих: приидите, оставим вся праздники Божии от земли». В качестве Богородичнов использованы тропари Почаевской и Боголюбской иконам Божией Матери.

В каноне Утрени святые собраны по областям Российской державы по подобию «Книги, глаголемой описание о российских святых» конца XVI -начала XVII века. В первой песне прославляются семь Херсонских священномучеников и первые святые Киевской Руси - корня православного Русского царства: киевские мученики Феодор и Иоанн, святые князья Владимир и Ольга, первый митрополит на Руси Михаил, князья-мученики Борис, Глеб, Игорь, Михаил и боярин Феодор. В Богородичне воспоминается праздник Покрова Божией Матери. Третья песнь посвящается киево-печерским угодникам, литовским мученикам и исповедникам, белорусским и волынским чудо­творцам. В четвертой песне воспеваются московские, радонежские и калужские святые во главе с игуменом Русской земли преподобным Сергием. Пятая песнь канона обращает нашу память к святым угодникам Новгорода, Пскова, Юрьева, Смоленска и Полоцка. Богородичен воспоминает северо-западную святыню - новгородскую чудотворную икону «Знамение». В шестой песне восхваляются звезды, просиявшие на духовном небе Северной Фиваиды: соловецкие, олонецкие, вологод­ские, белозерские, костромские и ярославские чудотворцы. Венчает песнь тропарь, посвященный Тихвинской иконе Владычицы. Следующая песнь канона славит среднюю Русь: Ростов и Владимир, Суздаль и Переяславль, Муром, Тверь и Ярославль проходят перед мысленным взором. Владимирская икона Богоматери осеняет своим благодатным покровом средне-русские земли. Восьмая песнь воспевает угодников восточной и южной частей Российской державы: Казани, Сибири, Грузии, Армении. Последние тропари обращены к святым, канонизированным в XIX веке: святителям Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. Богородичен посвящается Казанской иконе Божией Матери. Последняя, заключительная песнь воспоминает последних канонизированных перед революцией святых: тамбовского святителя Питирима и преподобного Серафима Саровского, святителей Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского и Иосифа Астраханского. Завершающие тропари, несомненно, обращены к непрославленным новым мученикам и исповедникам, «образ терпения и злостраданий достойно являющих»: «О велиции сродницы наши, именованнии и безыменнии, явленнии и неявленнии... утешение нам, в скорби сущим, испросите, веру нашу падшую возставите и люди расточенныя соберите...» Богородичен исполнен благодарности Пречистой Деве за священный дар - множество чудотворных изображений Ее святого Лика, наделенных благодатной, живо­творной Божественной силой.

Канон Русским святым можно сравнить с образом полноводной могучей реки, в которую, постоянно пополняя ее величавое, широкое течение, впадают реки, ручьи, едва заметные источники.

Завершается утреннее богослужение хвалитными стихирами и стихирами на целование иконы праздника. Первая группа воспевает всех святых от древности до наших дней, от равноапостольного Владимира до святителей Николая Японского и Иннокентия Московского. Вторая группа стихир соборно восхваляет новомучеников, получивших особый дар ходатайства за отчаявшихся в гонениях земных сродников. Богородичен прославляет Божию Матерь, особенно вспоминая Державный чудотворный образ Владычицы, явленный в день отречения Государя Императора от престола. Это утверждает нас в мысли о том, что решение о восстановлении дня памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, было непосредственно связано с памятью о недавнем преступлении - убийстве Царской Семьи.

Продолжая традицию древних русских песно­творцев, новые гимнографы службы Всем Святым, в земле Русской просиявшим, вплетали в ткань древних песнопений нити страданий Русской Церкви XX века.

 


[13] Никольский К. Пособие... С. 157.

[14] Спасский Ф.Г. Первая служба русским святым... С. 6.

[15] Чинякова Г.П. Владимирская икона Богоматери и служба Всем святым, в земле Российской просиявшим: Докл. на конф. ГТФ 5.09.1995.

[16] Стихиры на «Господи, воззвах».

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Поликарпову), епископу Солнечногорскому

    16 июня 2019 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Поликарпова) во епископа Солнечногорского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Алексия на служение.

  • Слово архимандрита Алексия (Поликарпова) при наречении во епископа Солнечногорского

    13 июня 2019 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря, во епископа Солнечногорского, викария Патриарха Московского и всея Руси. 

  • «Звезда Вифлеема» и «99 овец»

    В 1986 году, на заре «перестройки», на экраны нашей страны вышел взбудораживший общество документальный фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» Сегодня этот вопрос, вероятно, можно было бы сформулировать иначе: легко ли быть с молодыми?

  • Троица: в круге Божественного света

    Пройдет совсем немного времени, и наши храмы украсят березовыми ветками, травой и цветами, священники облачатся в зеленые одежды (ведь зеленый цвет – это символ жизни и животворящей силы Святого Духа), а на церковный аналой будет положена икона Троицы. Наступает один из главных христианских праздников – День Святой Троицы.

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт