Cловесная икона Святой Руси

Поместный Собор 1917-1918 гг. о восстановлении празднования дня памяти Всех Русских Святых

13 (26) августа 1918 года на Поместном Соборе Православной Российской Церкви был заслушан доклад члена Собора, крупного петроградского ученого-египтолога Бориса Александровича Тураева. В докладе говорилось: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха»[3]. Собор принял определение о восстановлении дня памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и праздновании его в первое воскресенье Петровского поста[4].

Богослужебному отделу Собора, в состав которого входили будущий епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) и Борис Александрович Тураев, было предложено дополнить и внести необходимые изменения в последование XVI века. Б.А. Тураев предполагал включить в службу «вновь прославленных святых, а также в какой-либо общей форме и еще не канонизированных, но или давно уже чтимых, или положивших душу за веру Христову тех священномучеников и мучеников, которые по­страдали в наши скорбные дни во время настоящего гонения на Церковь»[5].

«Но древнюю службу, составленную известным творцом нескольких служб монахом Григорием, трудно было исправлять. Поэтому решено было позаимствовать из нее лишь немногое, а все остальное составить заново, частью сложивши совершенно новые песнопения, частью выбравши наиболее характерное и лучшее из существующих богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб Русским Святым. Б.А. Тураев взял на себя главным образом составление новых песнопений, его сотрудник - подбор соответствующих мест из готового материала и приспособление их к данной службе», - писал епископ Афанасий (Сахаров)[6].

Составители службы стремились закончить работу до роспуска Поместного Собора, поэтому первый вариант последования носил следы некоторой поспешности. Служба Всем Русским Святым в новой редакции была напечатана небольшим тиражом в Москве в 1918 году. Впоследствии она была перепечатана Братством преподобного Сергия в Париже. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, Московская Патриархия опубликовала текст службы по рукописи 1918 года с поправками Патриарха Сергия (Страгородского).

В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов епископ Афанасий (Сахаров) получил возможность привести в порядок и дополнить службу Всем Святым, в земле Русской просиявшим, с учетом многих пожеланий единомышленных ему представителей духовенства. Служба в наиболее полной редакции издана в третьей части Минеи за май месяц Московской Патриархией в 1987 году. Все последование праздника Всех Святых, в земле Русской просиявших, с днями предпразднства и попразднства напечатано в 1995 году в Москве Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом.

 


[3] Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим: (Празднование 15, 16, 17 июля) / Сост. еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 6-7.

[4] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. М., 1918. Вып. 4. С. 27.

[5] Служба Всем святым... С. 7.

[6] Там же. С. 7-8.  

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт