Cловесная икона Святой Руси

История создания службы XVI века

Наиболее плодотворным и ярким в истории русской гимнографии можно считать XVI век. По велению Царя Ивана IV Грозного и под председательством митрополита Макария в 1547 и 1549 годах в Москве состоялось два Собора. На них были причислены к лику святых и почтены особыми праздниками тридцать девять угодников земли Русской. Митрополит Московский Макарий совершил настоящий подвиг собирания воедино сведений об угодниках Божиих, составив со своими сподвижниками Великие Четьи-Минеи. Лучшие агиографы работали над составлением множества житий и богослужебных последований для литургического прославления местночтимых святых.

В середине XVI века инок Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григорий[2] написал «Слово на память всех святых русских, новых чудотворцев» и составил им службу. Создание обоих произведений связано с деятельностью Макарьев­ских Соборов.

В XVI-XVII веках творение инока Григория было известно в рукописной традиции. Впервые оно было издано в Кракове. В 1786 году «Служба на память всех святых новых чудотворцев россий­ских» была перепечатана в Супрасле и Гродно. Спустя более столетия, в 1911 году, «Службу новым русским чудотворцам» издала типография единоверческой Преображенской общины в Москве. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, Московская Патриархия опубликовала службу Всем новым русским чудотворцам, написанную иноком Григорием Суздальским, во второй части Минеи на июль месяц.

 


[2] Инок Григорий родился около 1500 года. Около 1530 года был пострижен в Спасо-Евфимиевском Суздальском монастыре, предположительно в 1540 г. начал свою литературную деятельность с «Краткого жития преподобного Евфимия». Ему же принадлежат службы суздальским подвижникам. Временем кончины его считаются 1563-1570 годы. См. о нем: Спасский Ф.Г. Первая служба русским святым и ее автор // ЖМП. 1949. № 8.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт