Евгений Поселянин (1870—1931). Таинственная ночь

Воскресение Христово в Москве.

Небесные граждане земного отечества.
Митрополит Филарет

 

Москва. Вид на Кремль. Гравюра XIX в.Москва успокаивается, готовясь ко светлой заутрене.

Заперты лавки, вошел и спрятался в домах весь народ, кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его семь холмов, спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление.

Тихо-тихо все над Москвой под надвигающимися крылами этой ночи. Заперты еще двери, не горят вокруг них огни.

И прежде чем встрепенется живая земная Москва, - раньше ее, навстречу воскресающему Христу, поднимается другая, вековечная, Москва.

Из запертых соборов, из окрестных монас­тырей поднимаются нетленные создатели Москвы.

И прежде всего, из своей раки в Даниловом монастыре, поднимается святой благоверный Даниил Александрович Московский. Тихо проходит он, покрытый схимой, смиреною посту­пью инока, по пустынным улицам Замоскворе­чья, переходит мосты и вступает в Кремль, молится на заложенные им соборы - Спас на Бору и Архангельский, - и широко, невидимою рукою, отворяются пред храмоздателем двери этого собора.

- Здравствуйте вы, - говорит он, вступая в усыпальницу потомков своих, - благоверные Великие князья Московские! Здравствуйте вы, Цари Великия и Белыя и Малыя России, царств Казанского, Сибирского, Астраханского и иных земель обладатели!

И на зов князя-схимника отверзаются древ­ние гробы.

Встает, со светлым лицом, его сын, Иоанн Данилович Калита - встает тем же милости­вым, нищелюбивым.

Встает сын Калиты, Иоанн Иоаннович Кроткий, и внук, «высокопарящий орел», Дми­трий Иоаннович Донской, и иные князья, Васи­лий и державные суровые Иоанны, благочести­вый Феодор и восьмилетний мученик-царевич Димитрий.

Все они встают из гробов под схимами, по­крывающими их светлые великокняжеские и царские золотые одежды и венцы, и молча при­ветствуют друг друга поклонами, собираясь во­круг своего прародителя и первоначальника Москвы - Даниила.

II

И когда все они соберутся, выступает их сонм из северных, открывающихся пред ними на­стежь, дверей - и идет к южным вратам собо­ра Успенского.

- Повели, княже! - тихо говорят они, дойдя до врат.

Святой Даниил делает на дверях широкое крестное знамение, и тогда отверзаются врата святилища русского народа.

Медленно вступают князья под высокие своды. Tиxо, тихо все там. Бесстрастные огни лампад озаряют лики чудотворных икон. Вла­димирской, столько раз спасавшей Москву в час конечной гибели; Всемилостивого Спаса из Византии; Благовещения, источавшей когда-то миро и сохранившей Устюг; храмовой Успен­ской, Смоленской. Горят огни над раками вели­ких святителей, и тихо, тихо все в воздухе, где раздавалось столько молитв, вместилось столь­ко событий.

И стоят безмолвно князья, уйдя в прошлое, переживая вновь все то, что видели здесь сами, о чем слыхали рассказы.

Вспоминает святой Даниил, как шумел здесь при нем густой бор и на зеленой стене его весело белели срубы двух первых воздвигнутых им церквей, и как у подошвы Кремлевского холма, под шепот многоводной тогда московской волны, он молился о селении Москве, прося Творца благословить и взыскать любимое им место.          

- Велик еси, Господи, - шепчут губы схим­ника, а слезы падают на каменные плиты по­ла. - Велик еси, Господи, и чудны дела Твоя!

А рядом с ним ушел в думы Калита. Он ви­дит себя коленопреклоненным пред святите­лем Петром и вновь слышит его вещее слово: «Если ты, чадо, воздвигнешь здесь храм, достой­ный Богоматери, то прославишься больше всех иных князей и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде. Святители захотят обитать в нем, и руки его взыдут на плеща вра­гов наших!» Видит он день закладки собора. И прозорливым взором, которому не мешают высокие каменные стены, оглянув Русское цар­ство на север и на юг, восток и запад, шепчет Калита за отцом: «Велик еси, Господи, и чудны дела Твоя!»

А Димитрий видит себя малым отроком. Вот служат за молебном над гробом святителя Петра. Загорается сама собою свеча; его пестун, митрополит Алексий, отправляется в Орду к Тайдуле... Потом видит себя взрослым. Там, на площади, теснится за ратью рать. Слышатся приветственные клики ратников всех городов, ополчившихся на татар, и князь повторяет себе имена городов: «Ростов, Белозерск, Ярославль, Владимир, Суздаль, Переяславль, Кострома, Муром, Дмитров, Можайск, Углич, Москва». Он молится опять Богу сил, Богу правды, и опять сердце сжимается надеждой и тревогой... А солнце ласково светит над бесчисленным ополчением, первым ополчением объединенной земли Русской.

Вспоминает Василий, как отверг он громогласно, всенародно братанье с римскою ересью, когда изменник Исидор помянул Римского папу, и снова разгорается грудь князя святою ревностью за родную веру.

Иоанн III торжествует опять падение ига, видит свой двуглавый герб. А внук его вновь переживает все великие, и грозные, и тяжкие дни, когда торжествовала и изнемогала здесь его душа, страдающая и бурная.

В страхе не смеет Иоанн взглянуть на близкую раку Филиппа. «Помилуй мя, Боже, - шепчет он... - Не вниди в суд с рабом Твоим!» Но твердо, как прежде, повторяет он перед боярами:

«Мы - Царь и Великий князь всея Руси - по Божьему изволению, а не по многомятежному хотению», и «как Царь Самодержцем назовется, аще не сам строит землю?» Не боярами и вельможами, а Царем должна правиться земля, а «жаловать своих холопей вольны мы и казнить их вольны же». «Все Божественные писания заповедуют, яко не подобает противиться чадам отцу и подданным Царю, кроме веры¼»

III

Стоят князья и Цари, ушедши в свои мысли, и  сонм их оживших теней не нарушает торжественного молчания собора.

Долго, долго стоят они, погружаясь каждый в свое прошлое.

И наконец говорит благоверный Даниил, обращаясь лицом к образу Всемилостивого Спаса:

- Господу помолимся!

- Господи, помилуй! - откликаются все Князья и Цари и тихо делают земной поклон.

- Пресвятая Богородице, спаси нас! - про­износит еще Даниил.

- Владычице, спаси землю Русскую! - от­кликаются князья и Цари, и опять неслышно творят земной поклон пред чудотворною ико­ною Владимирскою.

- Святители Московские, молите Бога о нас! - говорит Даниил.

- Святители Московские, молите Бога спастися земле православных! - повторяют они.

И в эту минуту начинается тихая, колыхаю­щаяся под сводами собора неземная песнь. То ангелы поют хвалу дивным чудотворцам.

«Первопрестольницы Российстии, - льют­ся сладкие звуки в тишине собора, - истинии хранители апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы...»

И вот отверзаются раки.

Встает, с пророческим взором, утрудившийся подвигом Петр, встают учительные Феогност, Фотий и Киприан, встает строгий Иона, и бес­страшный Филипп, и непреклонный Гермоген.

И, встав во всей красе святительских обла­чений, они, отдав друг другу поклон, тихо про­ходят к иконе Владимирской и лобызают ее.

Опираясь на посохи, они сходят с солеи к ожидающим князьям.

С усердием кланяются им Цари, и Царицы, и князья. А они, воздев руки, осеняют их святи­тельским благословением.

- Здравствуйте вы, - говорит святой Дани­ил, - великие святители Московские, здравст­вуйте, печальники русского народа, верные ходатаи за Русскую землю пред престолом Божиим!

И принимают государи благословение свя­тителей.

IV

- Время пению и молитве час! - говорит святой Даниил своему сыну Калите.

- Повели, Владыко! - говорит Калита Пет­ру-митрополиту, и святитель осеняет воздух благословением.

Тогда начинается призывный звон. И на этот звон со всех сторон поднимается подспуд­ная прошлая Москва, встает весь до одного прежде почивший люд московский, митропо­литы и чернецы, бояре и смерды, «гости» и слу­ги, дети и старики, встают сильные и убогие, праведные и грешные; поднимается вся Моск­ва, сколько ее было, с той поры, как она «стала есть».

И гудит, гудит протяжно неслышный зем­ным людям колокол. Встает, поднимается, со­бирается незримая многонародная, прежде по­чившая, Москва. В блестящих ризах, в горящем огнями соборе, вокруг чудотворцев московских и князей стоит сила клира, епископы, священ­ство, иноческий чин, сладкогласные певцы. И, осенив крестным знамением обеими рука­ми и на все четыре стороны, произносит святи­тель Петр: «С миром изыдем!»

Он идет первым, выше патриархов. Другие святители несут икону Владимирскую и прочие иконы. За ними - священство в сияющих ризах, с иконами в руках, честными мощами, Евангелиями, крестами, пасхальными светиль­никами, разубранными цветами. Из кадильниц расплываются светлые струи благовонного дыма, тяжелые хоругви густо звенят привесами, бесчисленные свечи ярко теплятся в неподвижном воздухе ночи, с весеннего неба весело мигают чистые звезды, и все в этом не­зримом крестном ходу еще краше, еще светлей, чем в зримых нами славных московских крестных ходах.

V

Из Чудова монастыря навстречу выходит, окру­женный клиром, величавый, мудрый митропо­лит Алексий и присоединяется к святителям. Великий князь Димитрий спешит за благосло­вением к своему пестуну.

Из Вознесенского монастыря выходят Ве­ликие княгини, княжны, Царицы и Царевны московские, и впереди всех скорбная, мило­сердная супруга Донского, преподобная иноки­ня Евфросиния. Она идет, и народ московский теснится к ней, помня ее неустанную милосты­ню, а сейчас позади ее идет единоправная ей Царица Анастасия Романовна.

Ход выступает из Спасских ворот к Лобно­му месту, и на Лобном месте устанавливаются святители и князья.

А кто эти трое в рубищах, странного вида? И отчего с благоволением смотрят на них свя­тители? Это присоединились к чудотворцам Москвы Василий Блаженный и Иоанн Блажен­ный, вышедшие из ближнего Покровского со­бора, и Максим Юродивый, пришедший из приютившего его храма на Варварке.

VI

Вот она, вся небесная Москва. Но кого еще ждут они?

Слышен гул в народе, весь священный собор сосредоточенно готовится совершить великий поклон. В проходе, оставленном на Красной площади, раздается быстрый топот; и у самого Лобного места появляется величавый всадник на белом коне.

- Солнце земли Русской, солнце земли Русской! - звучит в народе. - Благоверный Александр!

То с далекого Поморья явился взглянуть на удел младшего из сыновей своих святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский.

И пока сходит с коня наземь благоверный Александр, им полны думы всех предстоящих.

Вот он, вождь безвременья, утиравший слезы народа в самые безотрадные годы, веривший в Русь униженную, полоненную, как не верили в нее другие во дни ее счастья. Вот богатырь, в самом иге сберегший воинскую славу победоносного русского племени, разивший шведов и немцев. Как иссечены его шелом и латы в  двадцати битвах. Как зазубрен тяжелый меч!.. Но печаль неисцелимой скорби у него на челе. Воспоминает он мольбы свои пред ханами за народ русский. Суровы становятся лица собравшихся строителей земли Русской, грустная дума видна в их взоре, но непомернее всех скорбь Александра, мученика за землю Русскую.

Скорбно идет он, скрестив руки на богатырской груди, и безмолвно, с великою любовью, взирает собор московских чудотворцев на эту красу Русской земли. Какая правда в очах, какая любовь в этой самой беспредельной скорби!.. И знают все: любо здесь князю, утешает его этот город, сломивший темную силу. И неслышно шепчут уста Александра благословения престольному граду Москве.

Медленно вступает на помост Александр. Его взор останавливается на иконе Владимирской. Поник пред знакомою святыней Александр головой, снял шелом и замер в молитве, помолился за родную Русь. Молча взирал собор святых на молитву князя. И в той молитве лицо его просветилось, как солнце.

Он кончил.

Трижды воздал ему поклон священный собор, и в третий раз произнес: «Радуйся, святый благоверный княже Александре!» И понеслось это слово по всей многонародной Москве: «Радуйся, святый благоверный княже  Александре, красуйся, солнце земли Русской!»

Князь встал в ряды чудотворцев московских, справа от благоверного Даниила. И все ждут опять. 

VII

Но не князя, не святителя ждут они. Они ждут все верховного русского человека. И он прихо­дит не в княжеских одеждах, не в святитель­ских ризах.

С севера повеяла тихая прохлада, почуялось дуновение великой святыни, показался велича­вый старец.

Небесным огнем горят прозорливые очи, пред которыми обнажены судьбы Русского царства. Весь образ дышит нездешнею силой. Но в этой силе кротость и тихость... Он идет в убогой одежде, с обнаженною головой, а рядом другой инок, со святою водой и кропилом.

Народ опускался на колени пред проходя­щим старцем, и, вслед за народом, преклони­лись пред ним и все князья, и весь клир. Стоят одни святители.

И он приблизился.

Низко, низко поклонились святители ино­ку-старцу, и раздается их привет: «Радуйся, богоносный отче Сергие, радуйся, игумене земли Русской!»

И из ряда коленопреклоненных князей возвысился голос Великого князя Димитрия. Он говорит:

- Вся богопросвещенная Россия, твоими милостями исполненная и чудесами облагодетельствованная, исповедует тя быти своего заступника и покровителя.

Громко выговорил он это исповедникам, и с горячею мольбой продолжают другие князья:

- Яви древния милости твоя и, ихже отцем спомоществовал еси, не остави и чад их, стопами их к тебе шествующих!

И переходит в народе из уст в уста эта мольба великому старцу.

Воздал всем поклон преподобный Сергий и упал ниц пред иконой Владимирскою, приник к ней челом и молится. Пречистый лик озарился улыбкой, и Богоматерь склонила на Своего избранника взор благостыни.

И старец встал  и пошел с учеником своим Никоном кропить святою водой и благословлять семь московских холмов. А сзади него идут в тихой беседе святитель Петр с благоверным князем Иоанном Калитою.

И, как радостный рокот весенней молвы, как надежный призыв, перекатывалось в народе и отдавалось по всем сторона широкой Москвы победное имя: «Сергий, Сергий!»

Освятив всю Москву, великий собор возвращается в Кремль и стал ждать¼

Святой час уже наступил. И когда земная Москва поднялась навстречу воскресшему Христу и ждала Его в залитых огнями храмах, над этою зримою Москвой уже незримо стояла ополченною на молитву другая, небесная, вечная, Москва.

Комментарии   

 
+5 # Евгений 29.06.2010 16:50
Спасибо!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Наталия 28.04.2011 17:00
Велик еси, Господи, и чудны дела Твоя!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт