Вход Господень в Иерусалим

Проповедь наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия в Неделю Ваий 20 апреля 2008 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Радуйся Сионе, се Царь твой грядет, на херувимех носимый, вся содержай рукою Своею, седя на жребяти осли. Исполняя пророков проповедание в пророкоубийственный град приходит Христос, чтобы быть убитым и нас спасти от смерти вечной[1]. Так говорит нам богослужение, открывая сокровенный внутренний смысл ныне празднуемого события. А что же творится вокруг? Священное Писание показывает нам картину народного ликования: толпы людей, дети, младенцы, все восклицают: «Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». Христос Спаситель, сошедши с Масличной горы, входит во Святый Град. Входит, как кажется иудеям, Царь и Победитель. На самом же деле, если вникнуть  в слова Священного Писания, в пророчества, мы увидим, что входит не Царь земной, не победитель народов, - входит Владыка Вселенной. Седя на жребяти осли - на осленке, которого привели Ему ученики Его. Он послал их в некое селение, чтобы они взяли этого осленка и мать его у незнакомых людей. Ни слова вопреки не сказали хозяева этих животных, когда услышали, что они нужны Господу. Ученики возложили свои одежды на осленка, и Он сел на него - Спаситель мира и Податель мира, Благовестник великой благости. Израильтяне, во множестве собравшиеся в этот день в Иерусалим на праздник, прославляли Его как Царя и ждали от Него избавления. Господь же, глядя на них, не ликовал; Он сокрушался и говорил в сердце Своем: «О люди! Как трость, ветром колеблемая, так и вы колеблетесь постоянно. Ныне вы с пальмовыми ветвями в руках оказываете Мне почести, а через несколько дней - о, как вы обесчестите Меня. Ныне вы устилаете Мой путь ветвями дерев, а через несколько дней из этих же самых деревьев соорудите для Меня Крест, на хребет Мой возложите розги и бичи, бия, и уязвляя, и причиняя Мне многие раны. Ныне вы воспеваете: "Осанна в вышних", а через несколько дней будете яростно кричать: "Распни, распни Его!". Ныне вы со славой встречаете Меня, а через несколько дней, насмехаясь и злословя, будете вести Меня на распятие. О, непостоянство человеческое! О, непрочная и скорая на измену честь и слава мира сего!»

С понедельника для нас, православных христиан, начинается Страстная седмица, когда мы будем воспоминать все события, связанные с поруганием Господа нашего Иисуса Христа. В сердце, в душе своей, мы, конечно же, сострадаем Господу. Но мы также непостоянны. Мы прославляем Бога устами, но не всегда свидетельствуем свою верность Ему делами; мы обращаемся ко Христу в молитвах, но часто бываем непостоянны. Как же нам быть истинными учениками Спасителя - не гонителями, а последователями Господа нашего Иисуса Христа? Святитель Андрей, архиепископ  Критский, так наставляет нас: «Последуем смирению Христову, обнимем нищету, чтобы обогатиться; вкусим Креста, чтобы наследовать сладость жизни. Расстелем у ног Господа вместо одежд желания сердца, чтобы Он был весь в нас и явил всех нас в Себе и всего Себя в нас"[2]. И тогда действительно чистым сердцем, с душою искреннею, мы сможем восклицать: «Благословен Грядый во Имя Господне. Прииди, Господи, и вселися в нас». Аминь.


[1] Ср.: Пяток Ваий на утрени, трипеснец Иосифа, песнь 5, тропарь 2.

[2] Слово в Неделю Ваий.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Одигитрия Русского Зарубежья

    21 марта день празднование иконе Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в память ее спасения от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году.

  • Архиепископ Феогност возглавил в Даниловом монастыре празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского

    17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского, святые мощи которого почивают в храме святых отцов семи Вселенских Соборов монастыря.

  • Поэзия молитвы

    Для чего нужна молитва? Услышав подобный вопрос, святой человек, вероятно, с недоумением развел бы руками: мы же не задаемся вопросом «для чего человеку дышать?» «Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но многие ли из числа христиан готовы применить эти слова к себе? Или придется признать, что большинству из нас дело молитвы дается изрядным ожесточением воли?

  • Вселенская родительская суббота

    Мы поминаем наших близких усопших и исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Твоим, Христе, не ктому смерть обладает умершими благочестно»

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт