Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Дальнейшие пути исихастской традиции и распространение ее в России

Святитель Григорий, как уже упоминалось, был духовным наставником патриархов-исихастов Исидора - известного церковного песнотворца, св. Каллиста I (память 20 июня) - автора духовно-аскетических творений, св. Филофея Коккина. Последний, инициатор прославления св. Григория, составил ему богослужебное последование и написал «Похвальное слово».

Идеологическое направление, заданное патриархами-исихастами, в XIV веке оказало решающее влияние на Русь. Особенную роль в распространении исихазма на Руси сыграл патриарх Филофей. Известны его грамоты к русским князьям и митрополиту Киевскому и всея Руси Алексию[8]. Митрополит Алексий в 1356 году ездил в Константинополь, где общался с патриархами-исихастами Каллистом и Филофеем. Патриарх Филофей, согласно житию святителя Алексия, дал ему право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». Расцвет созерцательного монашества на Руси в XIV-XV вв., несомненно, связан с исихастским возрождением в Византии и победой паламизма на соборах  XIV века. Из жития преподобного Сергия известно, что патриарх Филофей проявлял живую заинтересованность в устроении русского монашества. Он передал русскому игумену свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общинножития, введенные в Свято-Троицкой обители.

Новое исихастское возрождение на территориях погибшей под натиском турок Византии  возникло в XVIII в. и связано с т.н. движением «колливадов». Тесно лично и идейно связанный с ним преп. Никодим Святогорец подготовил к изданию сочинения свт. Григории Паламы (которые тогда так и не дошли до печати); он был соработником свт. Макария Коринфского в подготовке к выпуску в свет знаменитого сборника аскетических текстов «Филокалии» («Добротолюбия»)[9], вскоре переведенного на русский язык и сыгравшего значительную роль в монашеском возрождении в России XIX в. На основаниях, уясненных и утвержденных святителем Григорием Паламой, зиждется и современное православное монашество, питающееся от древних святоотеческих источников. Живая причастность таковым - залог того, что до скончания века не иссякнет его сила и сохранится, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), хотя и «как величайшая редкость», «какой-либо остаток» благочестия святых подвижников.

 


[8] Исихазм. Аннотированная библиография / Под общей редакцией С.С. Хоружего. Издательский Совет Русской Православной  Церкви. М., 2004, с. 421.

[9] Там же, с. 503.

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт