Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Последние годы жизни и прославление. Значение богословия святителя Григория Паламы

Следующие 12 лет, прошедших не без осложнений (в частности, упомянем его годичное пребывание в турецком плену), святитель Григорий посвятил пастырской деятельности, непрестанно проповедуя Слово Божие и продолжая свой спор (главным образом, письменно) с неунимавшимся Никифором Григорой. 14 ноября 1359 года он скончался и спустя 9 лет был официально канонизирован. Патриарх Филофей, ученик Григория Паламы, и Синод заботливо назначили святителю избранное место среди литургически почитаемых святых - второе воскресенье Великого Поста, как бы в продолжение Недели Православия.

Учение Григория Паламы о нетварном свете и Божественных энергиях, возникшее как ответ на попытки оспорить древнюю аскетическую традицию в духе зарождающегося светского гуманизма, стало окончательным выражением богословской основы православной духовности. Именно поэтому значение и учительный авторитет Соборов 1341-1351 гг. для всей Православной Церкви не уступают авторитету и значению Соборов Вселенских. Значение поставленных вопросов и ответов на них Паламы в духе святоотеческого предания огромно не только в вероучительном плане, но и в плане сотериологическом - они имеют самое непосредственное отношение к спасению каждого человека. В споре «паламитов» с «антипаламитами» речь шла о природе обоживающей нас благодати. «Сюда входят все вопросы, относящиеся к возможности нашего действительного приобщения Богу: вопрос нашего реального, а не только «метафорического» обожения, нашего богопознания, возможности нашего мистического опыта и, наконец, вопрос видения Бога. В сущности, спор шел о возможности реального общения с Богом, иначе говоря, о природе благодати»[6]. «Святитель Григорий Палама, - замечает епископ Василий (Кривошеин), - своим учением о нетварном свете и божественных энергиях заложил в основу православного вероучения незыблемое основание, на котором только можно утверждать действительность общения человека с Богом и реальность его обожения, не впадая при этом в пантеистическое смешение, что было бы неизбежным без различения сущности и энергий»[7].

Утверждение паламизма на Соборах XIV века имело также  решающее значение в последующей трагической истории Византийской Церкви. Торжество «паламитского» богословия в XIV веке заложило ту твердую православную основу, на которой смогла устоять Восточная Церковь в предстоящей политической катастрофе (падение Константинополя спустя 100 лет, в 1452 г.), и в дальнейшем  не поддаться ни соблазну унии с Римом, ни влияниям западного Просвещения.

 


 

[6] Лосский В. Боговидение, с. 438.

[7] Василий (Кривошеин), монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Альфа и Омега. №3(6), М., 1995 с. 77-82.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт