Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Полемика с Никифором Григорой. Соборы 1351 г.

Однако богословские споры на этом не закончились. На этот раз противником св. Григория выступил Никифор Григора, известный церковный историк и ученый-гуманист. Новый собор стал неизбежным, и он был созван императором Иоанном Кантакузеном и патриархом св. Каллистом в мае 1351 г. Этот Собор был наиболее представительным и торжественным, чем все предыдущие Соборы XIV в. В результате четырех его заседаний православное учение нашло свое новой подтверждение, а нераскаявшиеся противники его были низложены. Собранный спустя небольшой промежуток времени еще один Собор подробно рассмотрел вопросы, связанные с введенным святым Григорием различением сущности и энергии в Боге и решил их в полном согласии с богословием защитника исихазма. Суть его такова: существует различие между сущностью и энергией, причем обе нетварны; это различие не приводит к сложности в Боге: обе принадлежат единому Живому Богу; термин «обожение» несомненно прилагается отцами Церкви к энергии; Божественная же сущность непостижима (непричаствуема)[5]. В заключение император подвел итог прениям: архиепископ Фессаллоникийский совершенно православен, а его учение полностью соответствует святоотеческому преданию. Последним официальным актом, которым Православная Церковь канонизировала учение святителя Григория Паламы, было его помещение в Синодик Православия.

 


[5] Там же, с. 137.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт