Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Спор с Варлаамом. Июньский Собор 1341 г.

Около 1330 года в Константинополь прибыл калабрийский грек Варлаам, «монах и философ». Вскоре Варлаам, автор сочинений по астрономии и логике, приобрел славу и стал важным лицом в Византии. Иоанн Кантакузин, «великий доместик» императора Андроника III, назначил его на преподавательскую должность. Варлаам исповедовал Православие, веру своих отцов, и святитель Григорий признавал за ним «любовь к истинному благочестию». Он, однако, не чужд был честолюбия и «обладал способностью отвращать от себя людское расположение». 

Святитель Григорий вступил в спор с Варлаамом сначала по поводу его анти-латинских произведений, в которых утверждалось, что в силу существенной непознаваемости Бога невозможно доказать верность католического учения об исхождении Св. Духа. Такая позиция приводила к «вероучительному релятивизму», поскольку и православные, с этой точки зрения, не могли ничего определенного утверждать об исхождении Св. Духа. Трактат Варлаама стал известен св. Григорию, который в то время подвизался в скиту Св. Саввы, и тот ответил ему в письме, «преисполненном почтения к калабрийскому философу». В нем св. Григорий, в согласии со святыми отцами, утверждал, что непознаваемый Бог может открываться  Церкви - как в древние времена, так и ныне. В следующих письмах Григорий обличает своего бывшего ученика Григория Акиндина, ставшего посредником в этом споре, в приверженности «светскому эллинизму» и замечает калабрийцу, что достоверное знание о Боге не может быть получено без преображения действием Духа Святого самого человеческого мышления. Переписка со св. Григорием не убедила ни Варлаама, ни Акиндина.

В то же время, познакомившись в Фессалониках  с практикой молитвы, применяемой монахами, Варлаам составил трактаты, осмеивавшие таковую. В них он называл монахов «омфалопсихами» - «людьми, чья душа находится в пупе». В Константинополе не унимавшийся калабрийский философ подал на монахов жалобу патриарху Иоанну Калеке и Синоду, которая была отвергнута. Далее мы встречаем его в Фессалониках и теми же нападками на монахов, на которые на этот раз ему отвечает святой Григорий, призванный сюда своим другом Исидором, впоследствии патриархом. Здесь он пишет первую «Триаду» в защиту священнобезмолствующих.

Вторая «Триада», беспощадно уничтожающая его писания, застает Варлаама в Константинополе, куда он вернулся после безуспешного посольства к папе Бенедикту XII (очевидно, его вероучительный релятивизм оказался для папы столь же неубедительным, как и для византийских исихастов). Калабрийца не останавливают никакие доводы: ни авторитет Паламы, ни древность монашеского предания, связанного с практикой молитвы.

Святой Григорий возвращается на Афон, где под его непосредственным руководством (а согласно мнению некоторых исследователей - им самим) составляется знаменитый «Святогорский Томос», осуждающий идеи Варлаама (хотя и не упоминающий его имени). «Святогорский Томос» был одобрен и подписан самыми авторитетными афонскими монахами. Здесь же, в ответ на прямое обвинение в мессалианской ереси, выдвинутое Варлаамом, святой Григорий пишет свою третью «Триаду», в которой ясно определяет различие между  Божественной сущностью и энергиями, что впоследствии станет предметом непонимания и нападок другого «гуманиста» - Григория Акиндина.

Упорство беспокойного калабрийского философа стало причиной того, что спор его с «учителем безмолвия» св. Григорием вынесен был на церковный Собор, созванный императором Андроником III в июне 1341 г. и завершившийся полной победой православных. Заблуждения Варлаама относительно природы фаворского света и практики Иисусовой молитвы были отвергнуты, окружное послание, обнародованное патриархом Иоанном, осудило «то, что Варлаам говорил против священнобезмолствующих». Сам калабрийский философ на Соборе вынужден был признать свою неправоту, однако на деле он остался при своих прежних убеждениях. Вскоре затем он уехал в Италию, где в конце концов стал униатским греческим епископом.

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Одигитрия Русского Зарубежья

    21 марта день празднование иконе Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в память ее спасения от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году.

  • Архиепископ Феогност возглавил в Даниловом монастыре празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского

    17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского, святые мощи которого почивают в храме святых отцов семи Вселенских Соборов монастыря.

  • Поэзия молитвы

    Для чего нужна молитва? Услышав подобный вопрос, святой человек, вероятно, с недоумением развел бы руками: мы же не задаемся вопросом «для чего человеку дышать?» «Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но многие ли из числа христиан готовы применить эти слова к себе? Или придется признать, что большинству из нас дело молитвы дается изрядным ожесточением воли?

  • Вселенская родительская суббота

    Мы поминаем наших близких усопших и исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Твоим, Христе, не ктому смерть обладает умершими благочестно»

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт