Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Начало подвига

Святитель Григорий Палама родился в 1296 году в Константинополе и получил серьезное богословское и философское образование. В 20 лет он оставил мирскую жизнь и принял монашеский постриг в Ватопедском монастыре на Афоне. В афонских монастырях и скитах будущий святитель подвизался более 20 лет. В среде афонских подвижников и в уединении он приобрел тот духовный опыт, который, вместе с незаурядными богословскими и философскими познаниями, позволил ему впоследствии стать  «теоретиком исихии, главой исихастов и первым защитником священнобезмолствующих»[1].

Вынужденный принять участие в догматической борьбе, он против своей воли оставляет в 1339 году созерцательную жизнь. «Только грубое вмешательство со стороны некоторых представителей рационалистического богословия, только профанация сокрытой, созерцательной жизни заставили эту духовную жизнь монастырей и скитов выйти из своего уединения, принудили ее, поставленную перед конфликтом, относящимся к вероучению, искать своего догматического выражения, как богословия мистического опыта», - замечает один из основоположников изучения наследия святителя Григория Паламы выдающийся русский богослов В.Н. Лосский[2].

Наметим вкратце историческую канву возникших в это время в Византии богословских споров[3].

 


[1] Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999, с. 77.

[2] Лосский В. Боговидение. Изд. АСТ. М., 2003, с. 438.

[3] Изложено, гл. образом, по кн. прот. Иоанна Мейендорфа «Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение». Византинороссика. СПб., 1997.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт