Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Во 2-ю Неделю Великого поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Святитель Григорий ПаламаВизантия, пережившая в XIII веке трагическое пленение крестоносцами, теснимая со всех сторон турецкими завоевателями, ко времени святителя Григория Паламы значительно утратила свое былое могущество и величие. Люди наиболее проницательные предчувствовали неотвратимую беду, императоры обращались за помощью к Риму, но помощи от Запада не получали. Вместе с тем, на фоне неотвратимо надвигавшейся трагедии, Византия переживала духовный и культурный расцвет, проявившийся как в богословии, так и в философии, естествознании, искусстве, который в исторической науке получил специальное наименование - палеологовский, по имени последней правящей византийской династии. Этот духовно-культурный подъем был явлением неоднозначным, внутренне противоречивым, ибо заключал в себе две противоположные тенденции - к возрождению светского эллинизма, с одной стороны, и святоотеческой духовности, с другой.

В это время, а точнее несколько ранее, в византийской церковной среде возник особый интерес к греческой античности, к Платону и Аристотелю, к классической литературе. Представителями этой утонченной культуры являлись т.н. «гуманисты», люди высшего образованного слоя, интеллектуальная элита византийского общества. Византийский гуманизм, или «светский эллинизм», как называл его святитель Григорий Палама (среди его представителей были и представители духовенства, митрополиты), обращавшийся к языческим античным источникам, дал определенный импульс развитию западноевропейского секуляризованного Просвещения.

Этому направлению противостояло возникшее в недрах византийского монашества мощное духовно-аскетическое движение, центром которого стала св. гора Афон. Это движение, обращенное к истокам православной духовности, именуется в церковно-исторической науке святоотеческим, или исихастским, возрождением.

Исихазм (от греч. исихия - священнобезмолвие, уединенный, сосредоточенный духовный покой) - это древняя духовно-аскетическая традиция Православия, восходящая к самым первым векам монашества и сосредоточенная на духовном делании непрестанной умной (Иисусовой) молитвы. Эта традиция переживала в истории периоды расцвета и забвения, возрождения и упадка. Ее возрождение в XIV в. в Византии связано с именами преподобного Григория Синаита († 1346) и его духовных преемников, среди которых особое место занимает святитель Григорий Палама.

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «…Писано рукою грешнаго инока Ферапонта»

    В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит уникальная выставка, посвященная памятнику древнерусской книжности – списку «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского

  • Христианский подвиг – средство приближения к Богу

    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

  • Когда начинается жизнь человека?

    Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека

  • Успенский пост

    1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт