Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Во 2-ю Неделю Великого поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Святитель Григорий ПаламаВизантия, пережившая в XIII веке трагическое пленение крестоносцами, теснимая со всех сторон турецкими завоевателями, ко времени святителя Григория Паламы значительно утратила свое былое могущество и величие. Люди наиболее проницательные предчувствовали неотвратимую беду, императоры обращались за помощью к Риму, но помощи от Запада не получали. Вместе с тем, на фоне неотвратимо надвигавшейся трагедии, Византия переживала духовный и культурный расцвет, проявившийся как в богословии, так и в философии, естествознании, искусстве, который в исторической науке получил специальное наименование - палеологовский, по имени последней правящей византийской династии. Этот духовно-культурный подъем был явлением неоднозначным, внутренне противоречивым, ибо заключал в себе две противоположные тенденции - к возрождению светского эллинизма, с одной стороны, и святоотеческой духовности, с другой.

В это время, а точнее несколько ранее, в византийской церковной среде возник особый интерес к греческой античности, к Платону и Аристотелю, к классической литературе. Представителями этой утонченной культуры являлись т.н. «гуманисты», люди высшего образованного слоя, интеллектуальная элита византийского общества. Византийский гуманизм, или «светский эллинизм», как называл его святитель Григорий Палама (среди его представителей были и представители духовенства, митрополиты), обращавшийся к языческим античным источникам, дал определенный импульс развитию западноевропейского секуляризованного Просвещения.

Этому направлению противостояло возникшее в недрах византийского монашества мощное духовно-аскетическое движение, центром которого стала св. гора Афон. Это движение, обращенное к истокам православной духовности, именуется в церковно-исторической науке святоотеческим, или исихастским, возрождением.

Исихазм (от греч. исихия - священнобезмолвие, уединенный, сосредоточенный духовный покой) - это древняя духовно-аскетическая традиция Православия, восходящая к самым первым векам монашества и сосредоточенная на духовном делании непрестанной умной (Иисусовой) молитвы. Эта традиция переживала в истории периоды расцвета и забвения, возрождения и упадка. Ее возрождение в XIV в. в Византии связано с именами преподобного Григория Синаита († 1346) и его духовных преемников, среди которых особое место занимает святитель Григорий Палама.

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Чем заняться в дни самоизоляции. Слушаем Евангелие

    Дорогие читатели! Время Великого поста можно провести с пользой, находясь дома. Интернет-журнал «Прихожанин» Данилова монастыря Москвы предлагает вам посвятить часть своего времени слушанию Евангелия.

  • Пост – это прежде всего отчуждение от зла
    На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий Ольховой. Почему люди высказываются против богослужения, которое ведется на русском языке? Как правильно питаться в пост: можно ли есть постные сосиски и колбасу? Можно ли считать милостыней деньги, подаваемые пьяницам у храма?
  • «Делу Божию ничего не должно предпочитать»

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.

  • Акафист Пресвятой Богородице

    Акафист Пресвятой Богородице

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт