Святитель Григорий Палама и византийский исихазм

Во 2-ю Неделю Великого поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Святитель Григорий ПаламаВизантия, пережившая в XIII веке трагическое пленение крестоносцами, теснимая со всех сторон турецкими завоевателями, ко времени святителя Григория Паламы значительно утратила свое былое могущество и величие. Люди наиболее проницательные предчувствовали неотвратимую беду, императоры обращались за помощью к Риму, но помощи от Запада не получали. Вместе с тем, на фоне неотвратимо надвигавшейся трагедии, Византия переживала духовный и культурный расцвет, проявившийся как в богословии, так и в философии, естествознании, искусстве, который в исторической науке получил специальное наименование - палеологовский, по имени последней правящей византийской династии. Этот духовно-культурный подъем был явлением неоднозначным, внутренне противоречивым, ибо заключал в себе две противоположные тенденции - к возрождению светского эллинизма, с одной стороны, и святоотеческой духовности, с другой.

В это время, а точнее несколько ранее, в византийской церковной среде возник особый интерес к греческой античности, к Платону и Аристотелю, к классической литературе. Представителями этой утонченной культуры являлись т.н. «гуманисты», люди высшего образованного слоя, интеллектуальная элита византийского общества. Византийский гуманизм, или «светский эллинизм», как называл его святитель Григорий Палама (среди его представителей были и представители духовенства, митрополиты), обращавшийся к языческим античным источникам, дал определенный импульс развитию западноевропейского секуляризованного Просвещения.

Этому направлению противостояло возникшее в недрах византийского монашества мощное духовно-аскетическое движение, центром которого стала св. гора Афон. Это движение, обращенное к истокам православной духовности, именуется в церковно-исторической науке святоотеческим, или исихастским, возрождением.

Исихазм (от греч. исихия - священнобезмолвие, уединенный, сосредоточенный духовный покой) - это древняя духовно-аскетическая традиция Православия, восходящая к самым первым векам монашества и сосредоточенная на духовном делании непрестанной умной (Иисусовой) молитвы. Эта традиция переживала в истории периоды расцвета и забвения, возрождения и упадка. Ее возрождение в XIV в. в Византии связано с именами преподобного Григория Синаита († 1346) и его духовных преемников, среди которых особое место занимает святитель Григорий Палама.

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • В Даниловом монастыре к 10-летию возвращения ансамбля исторических колоколов пройдет ряд мероприятий

    В 2018 году Данилов ставропигиальный мужской монастырь отмечает 10-летие возвращения из Гарвардского университета (США) в Москву значимой реликвии – ансамбля исторических колоколов обители.

  • Даниловский звон. Страницы новейшей истории

    Поводом для нашего разговора с иеродиаконом Романом (Огрызковым), старшим звонарем Данилова монастыря и руководителем колокольного центра, стал десятилетний юбилей возвращения ансамбля исторических колоколов из Гарвардского университета в родную обитель.

  • Прикосновение к Истине

    25 сентября 2018 года в 17:30 в Московском доме национальностей по адресу ул. Новая Басманная, д. 1, стр. 4 (станция метро «Красные Ворота») состоится творческий юбилейный вечер писателя и историка Арутюна Амирханяна, прихожанина Данилова монастыря, и презентация его романа «Прикосновение Христа».

  • «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат...»
    Они надевают утепленные гидрокостюмы, берут баллоны со специальной смесью и уходят на «глубокую воду» – погружаются на 60–70–80 метров в холодную и неприветливую Балтику, туда, где царит лишь бесконечный мрак, где даже мощные подводные фонари могут пробить узкую полоску света не дальше 3-4 метров.

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт