Время приобщения к вечности

Митрополит Трифон (Туркестанов). Очерк жизни.

Епископ Трифон (Туркестанов). Конец 1910-х гг. Фото из фондов музея Данилова монастыря  

Детство и юность

Митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов) по отцу принадлежал к древнему грузинскому княжескому роду, восходящему к XV веку[1]. Его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при Императоре Петре I (1689-1725).

Отец будущего митрополита Трифона, князь Петр Николаевич Туркестанов (1830-1891), был человеком умным, серьезным, благородным, обладал мягким сердцем, изысканно-утонченной деликатностью; был идеалистом, которого практическая сторона жизни мало интересовала[2]. В 1861 году по болезни Петр Николаевич оставил военную службу и поселился в имениях жены, уступив отцовские имения своим братьям[3]. Он умер 13 сентября 1891 года и был похоронен у Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (надгробие разрушено в 1920-е годы).

Супруга его, Варвара Александровна Туркестанова (урожденная Нарышкина, 1834-1913) в раннем детстве лишилась родителей и осталась на попечении нежно любившей ее тетки, княгини Евдокии Михайловны Голицыной. В ее детской памяти запечатлелись поездки в Спасо-Бородинский монастырь, где игуменией была другая ее тетка, Маргарита Михайловна Тучкова­ (в монашестве Мария), ее рассказы о великих событиях Отечественной войны 1812 года, о славных героях, о тяжелом испытании, выпавшем на ее долю и завершившемся победой духа и торжеством христианской любви... Варвара Александровна не раз вспоминала и о другой замечательной встрече (это событие из ее детства было хорошо известно всем близко знавшим ее). Однажды, вскоре после смерти матери, Евдокия Михайловна привезла девочку к великому святителю Московскому Филарету на благословение. Утешая малютку, митрополит сказал, между прочим: «Твоя мать была святая. Она теперь в раю». «А что делают в раю?» - спросила маленькая Варвара. «В раю молятся Богу», - отвечал ей серьезно святитель. Разочарованная таким ответом, девочка воскликнула: «Только молятся? Как это скучно!» Митрополит положил ей руку на головку и серьезно, проникновенно произнес: «Дай Бог тебе, дитя, познать впоследствии сладость молитвы».

Выйдя замуж, Варвара Александровна имела шестерых детей и после смерти мужа до конца дней своих более двадцати лет вдовела. Господь Промыслитель привел ее к познанию сладости молитвы, которая стала внутренним средоточием ее чуткой души, касающейся «миров иных», жизнью ее сердца. Ее часто можно было встретить в самых отдаленных московских храмах, любила она бывать в Троице-Сергиевой лавре. Всегда находя опору и утешение в молитве, все испытания, выпавшие на ее долю, Варвара Александровна переносила с великим терпением. Принадлежа по рождению своему к высшему аристократическому кругу, умная, общительная, с необыкновенно живым характером, княгиня Варвара была проста в обращении, никогда никого не осуждала, всегда смиренно думала о себе и чаяла милости только от Бога. По словам ее биографа, «преклонные годы и неизбежные недуги совершенно истощили ее и без того слабый организм; но это маленькое, худенькое, хрупкое существо до последней минуты хранило  в себе огонь жизни; слабело тело, цепенел язык, но дух был бодр, ум и память поражали своей ясностью»[4]. Варвара Александровна мирно скончалась 11 сентября 1913 года в тихой келье Богоявленского монастыря, где упокоил ее в конце жизни старший сын - епископ Трифон, который и отпевал ее. Варвара Александровна была похоронена в Донском монастыре, близ алтаря Михайловского храма.

Будущий митрополит Трифон, в святом крещении Борис, был вторым ребенком в семье - после своей старшей сестры Екатерины. Он родился 29 ноября 1861 года в Москве. Раннее детство его протекало в Москве и в подмосковном имении матери - селе Говорове (недалеко от теперешнего Востряковского кладбища), где в большом старинном парке с двумя прудами располагался одноэтажный дом с террасой; здесь же, в парке, стоял каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С детских лет Борис привык к церковным службам, постовым говениям и праздникам, к размеренному, устоявшемуся и освященному церковному быту. Спустя много лет, в 1915 году, будучи на фронте, преосвященный Трифон вспоминал, как проникновенно, с силой внутреннего чувства, читал вслух вечерние молитвы его глубоко верующий отец. В Москве Борис брал уроки церковного пения у настоятеля церкви Иоанна Воина, прислуживал в алтаре. С юных лет полюбил он храм Божий и пламенно желал посвятить себя служению Церкви.

Из детства Бориса Туркестанова известны следующие два знаменательных события, о которых рассказала Варвара Александровна.

В младенчестве Борис был очень слаб и часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу небесному. Она любила молиться в церкви мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы[5], и теперь стала просить святого мученика за своего малютку-сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел.

Другой случай связан с именем известного оптинского старца Амвросия. Однажды Варвара Александровна совершила поездку с сыном Борисом в Оптину пустынь. Когда они подходили  к хибарке преподобного Амвросия, старец неожиданно сказал стоявшему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея приближавшуюся женщину с ребенком.

Борис Туркестанов учился в частной классической гимназии известного педагога Л. П. Поливанова, одной из лучших в Москве (она располагалась на Пречистенке). К концу 1870-х годов относится его знакомство со старцем иеромонахом Варнавой, которого гимназист Борис Туркестанов посетил во время говения в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в дни Петрова поста. С этого времени началось его духовное знакомство с преподобным Варнавой, продолжавшееся до конца жизни старца († 17 февраля 1906 года).

В годы юности он увлекался театром, участвовал в любительских спектаклях. Однако пробы его, по его собственному признанию, большей частью были неудачны. Тем не менее, интерес к театральной сфере преосвященный Трифон сохранил на всю жизнь. В годы архиерейского служения и в годы пребывания на покое театр был предметом его особого пастырского внимания и заботы. Не случайно среди его духовных чад были представители сценического искусства - композитор и дирижер Н. С. Голованов, певица А. В. Нежданова и другие, - которым, несомненно, опыт общения со старцем-архиереем помог в лихолетье устоять в вере.

В 1883 году Борис успешно окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Однако светское высшее образование и последующая деятельность не привлекали его. В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон описывает свою беседу с артистом Малого театра М. А. Решимовым, происшедшую в начале 1880-х годов в Ялте, где он был в качестве спутника со своим больным астмой отцом. В ней юный князь определенно говорит об избрании им иноческого пути, несмотря на непонимание со стороны большинства людей его круга - за исключением матери. Вскоре после этой беседы Борис Туркестанов поступил в Введенскую Оптину пустынь (вероятно, в 1884 году).

 


[1] Среди предков митрополита Трифона были лица духовного звания. В «Истории Царства Грузинского» Царевича Вахушти Багратиони (Перевод Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1975, с. 76); упоминается монах Давид Туркистаншвили - как один из двух старцев, направленных в Россию в 1690-е гг., чтобы возвратить имеретинского царя Арчила. В современном издании «Дворянские роды Российской Империи» ([63], с. 210-213), указывается, что монах Давид Туркистаншвили сопровождал царя Арчила при его переезде в Россию; упоминается также  архимандрит Лаврентий, принадлежавший к тому же роду, бывший настоятелем Донского монастыря в Москве (с 1705 г., вероятно, до своей кончины в 1720 г.). Князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркистанов, прапрадед митрополита Трифона, согласно указанному изданию, приходился архимандриту Лаврентию племянником.

[2] Памяти В. А. Туркестановой. Шамордино, 1913, с. 5.

[3] Дворянские роды Российской Империи, в 10 томах. Т. IV: Князья Царства Грузинского / Авт.-сост. П. Гребельский, и др. СПб., 1998, с. 216-217.

[4] Памяти В. А. Туркестановой. Шамордино, 1913, с. 9.

[5] Храм святого мученика Трифона в Напрудном. Главной святыней храма была чудотворная икона святого мученика Трифона с частицей его мощей из этого храма, которая ныне находится в церкви во имя Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (у ст. метро «Рижская»). В 1992 г. храм св. мученика Трифона возвращен Церкви.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт