Труды архиепископа Никифора Феотокиса, связанные со старообрядчеством

Архиепископ Никифор Феотокис известен своими трудами по преодолению старообрядческого раскола. Он является одним из основоположником единоверия, обосновавшим главные его принципы.  Ниже помещены творения архипастыря, связанные с проблемой старообрядческого раскола. Печатается по книге: "Благословенным христианам Греции и России" (М.: "Даниловский благовестник", 2006). Подробнее о трудах святителя в этой области см. в статье: Труды архиепископа Никифора Феотокиса по преодолению старообрядческого раскола в Русской Церкви.

 
  

Окружное послание к старообрядцам

Печатается по изд.: Ответы на вопросы старообрядцев. М., 1834, с. 1-12.

 

Всем именующим себя староверами, в Славенской и Херсонской епархии обитающим, благодати небесной и просвещения к познанию истины от Господа и Спаса нашего желаем.

Рассматривая овец милосердием Божиим вверенного мне стада и по должности моей рассуждая о спасении их, вижу, что и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и яко и тыя ми подобает привести; и глас мой услышат, и будет, по словеси Христову, едино стадо, и един пастырь (Ин. 10, 16). А что вы, именующие себе староверами, те овцы есть, которые от сего двора отлучились, известно есть, и нет никакого сомнения. Но каким образом вас привести? Как в стадо паки обратить? Как склонить возмогу к тому, дабы вы мой глас услышали и более многих стад не составляли, но было бы едино истинное стадо, пасущееся на Божественной и православной пажити, пресыщающееся небесною пищею и пиющее чистое питие благочестия?

Никтоже может приити ко Мне, рече Господь, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44). Убо и вы не можете приити к свету Православия, аще благодать Божия вас не привлечет. Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3, 14), с сокрушением сердца и многими слезами моля Его милосердие, дабы послал вам благодать Свою просвещающую и Духа привлекающего, чтобы вы мой пастырский глас и отеческое увещание услышали.

Я вижу в вас то, что апостол Павел о евреях сказал: свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10, 2). Евреи по ревности отвергали веру в Господа нашего Иисуса Христа, да и сам апостол Павел по ревности гнал верующих во Христа (Гал. 1, 13-14); вы [же] по ревности удаляетесь Православной Христовой Церкви и православных христиан чуждаетесь. Они, мняще веру во Христа противну быти закону Моисееву, соблазнялись; вы, думая, что Церковь Российская переменила апостольские и отеческие предания, смущены и расточены стали. Но как ревность у евреев была не по разуму, так и ваша ревность истинного знания непричастна.

Я рода греческого, в Греции рожден, воспитан и священства удостоен; святейших патриархов, как то Константинопольского и Иерусалимского, и разных из первейших греческих архиереев видел, и чрез многое время имел с ними обращение; с преосвященными Иверскими, с многими христианами аравлянами, далматами и булгарами о их церковном чине речь имел; с начальными иноками горы Афонской и горы Синайской, кои с великим тщанием и самые церковные обряды наблюдают, многажды разговаривал; в Валахии и Молдавии пребывая, многие книги древние читал. И сего ради свидетельствую вам пред Богом и Господом нашим Иисус Христом, что ни в догматах, ни в Таинствах, ни в священных обрядах, ни в Божественном служении, ни в церковных канонах, ни в отеческих преданиях, ни в книгах церковных, ниже в учении нравственном есть какое-либо церковное различие между всеми вышеупомянутыми и россиянами, но совершенное и исправное согласие даже до иоты и точки. А все суть едино духовное тело: един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5). Все между ними согласное и сходное, без всякой разности, так что даже удивлялся я многажды величеству промысла Божия, рассуждая, что хотя толикая разность языков, толикая отменность племен и народов православных, столь великое между ними расстояние, - однако все православные согласно и единодушно, [одним и] тем же образом Богу поклоняются и слово веры проповедуют. Вы токмо одни от всех православных рознитесь в заповедях церковных так, что даже и сами между собою имеете зело важные церковные разногласия.

Я, с немалым прилежанием исследовав, кто был первый сеятель сего раздора, кто первый отлучил вас и отторгнул от святейшей нашей общей матери Апостольской и Православной Церкви, сыскал в соборе Киевском, что он был некто Мартин, образом монах, а родом и ересью армянин, который многие места прошел, в том числе и Рим, где, по-видимому, вкусил нечистоты и папских заблуждений. Наконец, около лета Господня 1150-го, в Россию пришел и объявил себя греком православным, а притом Константинопольскому патриарху сродником. Он не токмо по разным местам насеял свои еретические догматы, но издал и книгу, которую наименовал «Истина», содержащую в себе разные ереси и суеверия, например: что едино есть во Христе естество; [что] тело Его с небес снизшло; [что] тремя перстами, то есть двумя последними и первым, креститься надлежит; дважды после псалмов должно петь «Аллилуия»; ходить надлежит посолонь[1] в процессиях; [что] не должно знаменовать просфоры знамением креста; не должно почитать четвероконечного креста и иные двадесять ересей. Но когда позван был от православных архиереев, собравшихся в Киеве, и допрошен, то все свои написанные ереси изъяснил и притом признался, что он не грек, ни православный, ни патриарший сродник, но родом и ересью армянин, и с клятвою обещал всего отрещися, кроме Армянской ереси, в которой он и рожден и воспитан был. Того ради помянутые архиереи отправили его в Константинополь к патриарху Константинопольскому Луке Хризовергу[3], во времена которого, то есть в 1166 году, по повелению императора Мануила Комнина собравшийся собор судил за достойно оного Мартина огню предати. О сем синоде [Σύνοδος - греч., собор] пишет Иоанн Киннам в 6-й книге Истории и Никита Хониат в 7-й книге Истории императора Мануила Комнина[3], а рукописные деяния оного собора даже до сих пор находятся в Риме в Ватиканской библиотеке, почерком преизрядным начертанные и собственноручным подписанием епископов утвержденные, как свидетельствует очевидный свидетель Аллатий[4] в своей книге, нарицаемой «Бесперерывное Восточной и Западной Церкви согласие».

После сего льстеца были еще в Сибири в 1660 году ваши главные три учителя раскольнические, их же имена: Иосиф Астомен, армянин же, Иаков Лепихин и лжемонах Авраам Венгерский, родом жидовин, из коих первый и последний, между прочими нелепостями, противу естества и разума учили страшный и Богу прегнусный грех делать, то есть [учили] ужасному и богоненавистному самого себя сожиганию[5].

Из сего следует, что вы, будучи таких учителей учениками, не можете быть единодушны и согласны в вашем благочестии и обрядах, но противны и разногласны, подобно как строители столпа Вавилонского, составляющие разные толки. Напротив того, православные христиане, по Спасителе нашем и апостолах, имеют у себя наставников и учителей, мужей апостольских, ученейших и святейших, каковы суть: великий Афанасий, небоявленный Василий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, учением и святостью сим подобные и от вас самих почитаемые, и суть все между собою согласны и единодушны, едино и тожде о благочестии помышляя и церковного раздора никакого не имея.

Между тем и то рассуждаю, что в самом начале первого Спасительного века[6] православные христиане всегда имели училища, учителей, наставников и толкователей Писания и других мужей ученых, что особливо явствует из школы Катехетической Александрийской[7], в которой процветали мужи преславные, как-то: апостольский (муж) Пантен, Климент Александрийский[8] и прочие. Ибо знали христиане, коль великая состоит нужда в науке, чтобы проповедовать веру, побеждать язычников и нечестивых, сопротивляться обаяющим еретическим доводам, ведая, что и Сам Господь Бог наш проповедников Своей святейшей христианской веры в день Пятидесятницы, чрез излияние благодати Духа Святого, благоволил украсить и укрепить дарованием премудрости, и слыша божественного Павла, повелевающего сугубой чести сподоблять пресвитеров, паче же труждающихся в слове и учении (1 Тим. 5, 17), и говорящего, что Священное Писание может умудрить во спасение (1 Тим. 3, 15). Сего ради толикое было между христианами множество ученых мужей, что римский [император] Юлиан Отступник, будучи тронут завистью, запретил христианам не только иметь училища, но ниже приходить в оные. Почему святой Григорий Богослов, рассуждая о вреде, могущем оттуда Церкви последовать, в обличительной своей речи на сего царя лукавую оную пронырливость и хитрую вероломность сильно укорил[9].

Вы же не имеете ни училищ, ни книг, ни учителей, ни мужей ученых и искусных; следовательно, не ведаете свойственного толка Писаний, силы закона Божия, догматов и истинного богословия, правил Вселенских и Поместных соборов, установлений святых отцов, толков разных еретиков, церковной истории и всего того, что просветить может человека к различению истинного благочестия от несправедливого иноверия. Напротив того, православные христиане во всех вышеписанных как с самого начала, так и ныне преизобилуют.

К сему прибавить можно и то, что вы не имеете ни церкви, разве какой неизвестной и потаенной; ни священника, кроме какого-либо вероломного отступника, который или по бесконечной своей злости, или отлученный за злодеяния, бежавши от Православной Церкви, сыскал у вас прибежище; ниже святого мiра, разве частичку украденного, по большей части сомнительного и за великие деньги вами купленного; ниже архиерейского благословения, ни проповедания слова Божия; но всех сих духовных даров и благодати остаетесь лишены. И вы имеете глад не в хлебе, но в слове Божием, по словам пророка Амоса (8, 11). Православные же христиане не токмо бесчисленные, преукрашенные и великолепнейшие церкви имеют, но и все степени священства, весь монашеский чин, всех Таинств священнослужения, всякой благодати и Божественных даров преизобильное подаяние, Слово же Божие беспрерывно у них и чтется, и слышится, и проповедуется.

Отсюда явствует:

1. Что сатана, который под видом змия обманул праматерь нашу, тот самый ваших предков под видом ревности обольстил, притом с таким различием, что он праматери сказал: приступи и вкуси плода, и будеши бессмертною (Быт. 3, 4-5); а вашим предкам внушил, чтобы они, желая спастись, не приближались, но бегали бы Церкви Православной. Тот самый, который и во Ангела светла преображается (2 Кор. 11, 14), предков ваших от сообщения с православными под видом наблюдения «старой веры» отлучил, подобно как и евреев под видом почтения к закону Моисееву от веры в Господа нашего Иисуса Христа отчуждил.

2. Что кроме самих дел вопиющих, имеете мое свидетельство, клятвою утвержденное, которое доказывает, что между Российскою и всех православных христиан Церковью нет никакого различия. Из сего сами вы признать можете, что ревность ваша не по разуму.

3. Что такие были учители и наставники вашей секты, которых одно воспоминание приводит в стыд и срам, потому что они были армяне да евреи, кои, сыскавши простаков - предков ваших, обольстили оных, и, от прямого пути отведши, в ров погибели привели, советуя им почитать добродетелями такие дела, какие прежде творили нечестивые язычники, сынов и дочерей своих для благоугождения богам своим сожигавшие.

4. Что истину веры евангельской и предания апостольские одна Православная Церковь проповедует и тщательно соблюдает. Ибо истина едина, а ложь многоразличная быть может. Мы видим, что все православные христиане во всей вселенной едино и тожде имеют благочестие и обычай и едино есть духовное тело, по молению Господа нашего Иисуса Христа: да будут едино, якоже Мы едино есма (Ин. 17, 22). А у вас различные суть мнения, несогласия и толки не только в учении нравственном, но и в самих действиях, к Таинствам относящихся.

5. Что не только не понимаете разума Священного Писания и всего, чему православные христиане веруют и что Церковь святая содержит; но и того не ведаете, чему сами веруете. Ибо кроме преданий и бабьих басней и некиих невежд, целое христианское благочестие некиими ничтожными делами составляющих и ограничивающих, более у вас ничего не объясняется и не преподается. Когда все вы должны быть наученными, по евангельской заповеди (Ин. 6, 45), то в самом деле нет между вами ни наученного, ни в церковном учении искусного.

6. Наконец, явствует, (хотя сие не производит в вас никакого к печали и соболезнованию чувствования, однако во мне, получившем от Бога благоволение вас пасти и души ваши исправлять, рождает несказанную болезнь и сердечные воздыхания, принуждает проливать горькие слезы), что вы, будучи прежде братие наши и сочлены, ныне отторгнуты от нас и отделены. Прежде изобиловали Божественными дарованиями, а ныне удалены от всей Божественной благодати, алчущие слова Божия, жаждущие Таинств, лишенные священства, бедствующие в отпущении грехов и недостаток терпящие в благословении архиерейском. Прежде вы, будучи с нами согласны и братие наши, любовь и почтение от всех имели; а ныне почитаетесь как несогласные и отделенные, как раскольники и отступники презираемы есте.

О вас то же самое можно сказать, что Господь о некотором книжнике сказал: не далече еси от Царствия Божия (Мк. 12, 34). Ибо когда вы Таинства православных почитаете, к епископам и священникам православным честь имеете, - то для чего и к Церкви, где Таинства совершаются, [где] также [и] епископы и священники посвящаемы бывают, присоединиться не желаете? Для чего учения пастырского бегаете? Для чего к отцам духовным истинной Православной Церкви приходить не хотите?

Едина есть святая, истинная и апостольская Церковь. Она начало свое имеет во святом Сионе. Первый ее основатель - Сын Божий, строители - божественные апостолы, украсители - святые отцы. Она есть истинная и едина невеста Иисуса Христа, чистая и непорочная, такова же и ныне, какова была в самом начале, ибо врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), по непременному Господа нашего изречению. В ней единой, как во святой и духовной сени, все древние правые верования и догматы и все предания апостольские неврежденны и непременны содержатся и сохраняются. В ней, единой Православной Церкви, есть источник спасения вечного и неиссыхающие потоки всех даров Духа Святого.

Сего ради, чадца (глаголю бо вам словами божественного Павла), имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19), придите, отеческим и пастырским гласом вас призываю; придите, обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил (Зах. 1, 3); приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33, 6). Се, отверзаю вам врата церковные, уготовляю святилище, предлагаю Тайны, обещаю духовную благодать и пастырское благословение. Придите, я имею отверстые объятия, да обниму вас с отеческим сердцем в веселии духа; ожидаю вас - не отлагайте времени обращения под различными видами, ниже начальникам вашим, буде они вам воспрепятствуют, повинуйтеся. Ибо они, о собственных прибытках, пользе и тщетной славе стараясь, не хотят попустить, чтобы вы к свету Православия приступили. Обратитеся без отлагательства к святой матери нашей Церкви. А я, не косня, после вашего обращения, как сынов возлюбленных восприиму, как уды Христовы облобыжу, прочим православным братиям присоединю, священников вам определю, церкви иметь дозволю; а что еще более, все священники будут вам скоры, чтобы совершать священная, и все церкви вам отверсты, а, наконец, будете от всех православных христиан любимцы и почитаемы, от меня всегда защищаемы и одобряемы, от Бога милосердого возлюблены и Божественною Его благодатию обогащаемы. Придите убо, приступите - сей глас смиренного вашего пастыря и архиерея вы должны разуметь не так, как глас человеческий, но как глас всемогущего Бога, которым  [Он] вас зовет, как некогда с небес Павла - первее гонителя Церкви, а потом апостола языков - призвав. Сей глас, мною произнесенный, мою исполняет должность, а вами услышанный, дарует вечное спасение. Но как я, если бы такого гласа не произнес, должен бы был Богу Судии в страшный оный день, в которой все будем судимы, дать ответ; так и вы должны будете за оное отвечать, когда явимся пред страшный Его Престол. Посему вы сие моего пастырского гласа отеческое призывание слушать должны, а не презирать. Ибо, если вы оное услышите, услышите Бога, по слову Единородного Его Сына: Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя (Лк. 10, 16).


 

[1] Так же, как движется солнце, с востока на запад.

[2] Патриарх Константинопольский в 1157-1169 гг.

[3] Иоанн Киннам (XII в.) - византийский хронист; Никита Хониат (сер. ХII - 1213) - византийский писатель, историк.

В указ. изд. «Окружного послания» следует примечание: «По поводу некоторых возражений на сие место извещаем читателя, что нет нужды доказывать достоверность указаний, сделанных на писателей Византийской истории и на Алляциа [см. далее]. Главная сила состоит в упомянутом собором деянии, которое подтверждается важными обстоятельствами, известными в нашей Церкви. Зри рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве на еретика Мартина, и прочее, печатанное при Святейшем Синоде в 1804 году».

[4] Лев Алляций (1586-1669) - латинский писатель, родом грек.

[5] См. Розыск, ч. 3, гл. 8, ст. 2. [Прим. издателя.]

«Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодные»  - книга, написанная св. Димитрием Ростовским, содержащая исследование о раскольниках брынских.

[6] В самом начале христианского летосчисления.

[7] Александрийская Катехизическая школа - первая высшая христианская школа.

[8] Пантен - пресвитер, руководитель знаменитой Александрийской школы около 180-190-х гг.; он не мог видеть апостолов, но учился у мужей апостольских (непосредственных преемников апостолов). Учитель Климента Александрийского, который видел в нем совершеннейший идеал христианского учителя и относился к нему с большим почтением и любовью; проповедовал Евангелие восточным народам и доходил даже до Индии. Климент Александрийский - пресвитер, преемник Пантена по руководству Александрийской школой (ок. 200-203 гг.), автор апологетических, полемических, догматических, экзегетических и др. сочинений.

[9] Имеются в виду два обличительных Слова свт. Григория Богослова против Юлиана.

  
 

Переписка с архиепископом Новгородским Гавриилом по поводу присоединения старообрядцев села Знаменки к Православной Церкви

Печатается по изд.: Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви // Братское слово, 1892, № 2, с. 121-128. 

Письмо архиепископа Славянского Никифора к архиепископу Новгородскому Гавриилу
 

3 августа 1780 года

 

Вот, благодатию Божиею, по вашим святым молитвам, согласно моим пламенным желаниям, селение расколь­ников по имени Знаменка обратилось к святой Право­славной Церкви. Как вам известно, Церковь для вечного спасения душ употребляет различные меры, первый пример чего показывает нам божественный апостол Павел: он не только сам делался для иудеев иудеем, но и Тимофея обрезал, хотя закон апостольский, пред тем обнародованный, это запрещал (см. 1 Кор. 9, 10; Деян. 16, 3; гл. 15).

А так как в трактате об увещании раскольников, который только что издан Святейшим Синодом[10], хотя [и] требуется употреблять вновь изданные церковные книги, но не возбраняется однако употребление [и] древних, которые до времен блаженной памяти благочестивейшего Петра Великого[11]читала вся Православная Русская Церковь, и так как ясно, что петь тем или другим способом пред Богом все равно, лишь бы только петь в духе благочестия, то поэтому я без затруднения позволил им употребление древних книг и пение, к которому они привыкли.

Я не с должною строгостью отнесся к Арсению иepoмонаху, поставленному Тихоном, еп[ископом] Севским[12], в 1765 году (это показывает грамота, которую Арсений при себе имеет), подписавшемуся в поданном ими доношении, но, как духовного их отца, оставил его жить вместе с ними, как и прежде: ибо он явился орудием их обращения и есть надежда, что он и других может обратить.Обряд принятия их в Церковь совершил священник Димитрий Смолодович; церковь, построенную ими по просьбам превосходительнейшего губернатора Новороссийского, я освятил[13], определив им во священника Стефана Попова, великорусса, на время. Об этой церкви теперь я доношу Святейшему Синоду, представляя их как переселенцев, ибо они прежде того жили в Молдавии, откуда незадолго пред тем переселились в оте­чество.

Желаю и смиреннейше прошу, чтобы доношение об этом деле было представлено Святейшему Синоду чрез ваши достопочитаемые руки, так чтобы по вашему оте­ческому ко мне благорасположению не только обращение сих (старообрядцев) было утверждено синодским благословением, но и умы остальных вашими святыми мо­литвами были просвещены к обращению.

Я хочу отпечатать свои проповеди, переведенные на русский язык Писаревым и почти уже переписанные, чтобы их можно было читать в церквах. Но так как нужно на это испросить разрешение от Св. Синода, а вы эти проповеди не только читали, но даже по вашей снисходительности ко мне высказались, что они вам понравились, то нельзя ли получить разрешение по представлении только моего доношения, в котором обозначу, что вам уже известны эти проповеди? Ибо посылка экземпляра их в Синод и возвращение оттуда - дело не столь легкое. Присоедините, прошу, к прочим вашим благодеяниям в отношении ко мне и ту ми­лость, чтобы уведомить меня об этом.

 

Ответное письмо архиепископа Гавриила к аpxиепископу Никифору

11 октября 1781 года

 

Преосвященнейший владыко, мой брат во Христе возлюбленнейший. 

 Знаю, ты удивляешься, что я так долго не писал тебе. Но я не знал, да и теперь не знаю, что писать. Желал бы я, чтобы ты просмотрел Деяния собора, который учредили в Москве греческие патриархи[14], пра­вила, данные Синоду Петром Великим, и присягу, которую дают поставляемые во епископы, - увидишь, что они запрещают делать раскольникам такого рода снисхождение, какое ты сделал. Твое постановление хотели отменить; но дабы не возбудить новых волнений, мы молчим, надеясь, что ты постараешься привести их к более здравым понятиям, так чтобы они вполне образумились и во всем были бы согласны с Православною Церковью. Ты написал, что подражал апостолу Павлу, обрезавшему Тимофея. Но Павел сделал то, чего требовала вся Церковь. Увещание твое[15] было принято с восторгом, но когда увидели, что свидетельства, приведенные из Киннама, Хониата и Аллация, не имеют отношения к собору об еретике Мар­тине Армянине, то выражают неудовольствие. Прошу, объясни мне поточнее, на каких страницах упоми­нается об этом соборе и о Мартине.

Игумен Нехворощанский сказывал, что ты хотел печатать свои проповеди. Если пришлешь их в Синод, то я буду стараться о разрешении. Впрочем, будь как нельзя лучше здоров и меня люби.

Преданный тебе Гавриил Архиепископ Новгородский

 

Письмо архиепископа Никифора к архиепископу Гавриилу

18 декабря 1781 года 

 

Преосвященнейший владыко, брат во Христе много­почитаемый.

Так как мне весьма хорошо известны ваши важные и постоянные занятия, то я нимало не удивлялся ва­шему столь продолжительному молчанию; только очень жалел, что лишаюсь столь великой пользы, какую мне приносят ваши достоуважаемые письма. Но как я ошибся в своих предположениях! Ибо вижу, что причина вашего молчания другая, а не та, какую я предполагал.

Деяний собора, который учредили в Москве греческие патриархи, здесь нет ни у меня, ни у кого-либо другого. Правила, данные Петром Великим Синоду, и присягу, которую дают поставляемые епископы, я по указанию вашему просмотрел; однако ничего относящегося к настоящему делу не мог в них найти. Ибо в них вовсе не упоминается о непозволении обратившим­ся раскольникам читать старинные, изданные в России книги и петь по их обычаю; а в этом и состоит снисхождение, сделанное мною (ничего иного я им не позволил). Может быть, есть что-нибудь в актах упомянутого собора, который мне неизвестен.

Мое постановление без всякого затруднения могло быть отменено тотчас же по представлении его в Св. Синод. Ибо для того оно и было представлено, чтобы, если угодно, его одобрили; в противном же случае отменили. Об этом я объявил и самим обратив­шимся, то есть, что о деле донесено Святейшему Синоду. Глубокое же молчание в продолжение года и более, может быть, дало им повод, как и мне, думать, что постановление не будет отменено.

Павел же апостол, высокопреосвященнейший архи­пастырь, обрезал Тимофея οἰκονομικῶϛ[16], ради иудеев, которые были в тех местах, как в этом уверяет священный текст. И таким образом он, как сам говорит, сделался иудеем для иудеев. А Церковь этого не требовала. Ибо прежде чем Павел это сделал, апостолы и пресвитеры на соборе, бывшем в Иерусалиме, по достаточном обсуждении вопроса об обрезании, постановили, что не должно обременять (то есть обрезанием, потому что о нем был вопрос) тех, которые обращаются к Богу из язычников, но предписать им, чтобы воздерживались от треб идольских, блуда, удавленины и крови (см. Деян. 15, 28-29). Таково было мнение, которое высказал апостол Иаков, утвердила вся Церковь и сообщила антиохийцам чрез того же Павла и Варнаву, Иуду и Силу письмом, в котором между прочим находятся и эти достопримечательные слова: изволися бо Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, и пр.

Впрочем, прилагая при сем доводы[17] (их я даже светлейшему князю посылаю), которые убедили меня сделать вышеуказанное снисхождение для обратившихся раскольников, я предлагаю их вашему премудрому суждению, так что, если вам будет угодно, можете со­общить их и Святейшему Синоду. А в том смиреннейше и настоятельно прошу вас быть уверенным, что, кроме славы Божией и общественной пользы, ничто меня не побуждало предпринять труд их обращения. Я мог бы здесь прибавить и больше, но почитаю за луч­шее обойти это молчанием, чтобы не показалось, что я их защищаю. Скажу только, что я вполне готов по повелению Святейшего Синода не только отменить и обра­тить в ничто то, что позволил, и впредь, при обращении других, ничего такого не позволять, но даже изменить свой образ мыслей относительно помянутого снисхождения, хотя он утверждается на многих основаниях, и облечься духом τῆς ἀκριβείαϛ[18]. Пока же дела в таком положении, я не премину в удобное время и ласковыми мерами убеждать их пользоваться новыми книгами. Ибо кроме этого что от них требовать? - я не знаю.

В своем увещании[19] я сказал, что названные мною авторы упоминают о соборе, состоявшемся во время имп[ератора] Мануила Комнина и патриарха Луки Хрисоверга, а не о Мартине. Ибо после следующих слов: «Того ради помянутые епископы послали его в Константино­поль к Константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу, в которого времена, то есть 1166 года, по повелению императора Мануила Комнина собравшийся собор судил за достойно оного Мартина огню предати» (это было взято из книги «Розыск»[20]), - я тотчас присоединил: «о сем синоде (а не о сем Мартине) упоминает Иоанн Киннам» и пр. Я желал свидетельствами писа­телей показать, что приведенный собор действительно был в эти времена. А рассуждал ли он о Мартине и осудил ли его, этого я не мог утверждать, так как акты его не изданы, да и приведенные писатели ничего об этом не говорят, - что и не удивительно, потому что толковали об этом соборе мимоходом. И хотя Киннам говорит, что причиною созвания собора было не дело Мартина, а осуждение Алеманов, однако ничто не препятствует думать, что он рассуждал и о Мартине. Ибо известно, что отцы на соборах рассуждали не только о том предмете, ради которого со­бирались, но и о других различных делах. Тем же, которые, восторгаясь, недовольны мною или моим увещанием, достаточно знать, где сохраняются акты упомянутого собора: по рассмотрении их они могут видеть, правда ли, что он рассуждал о Мартине, как говорит «Розыск»[21].

Вот места, мною приведенныя: Cinnam, Hist. L.VI. n° 2, p. 115-117. Edit. Venet. edit. vero Paris, p. 140-151. Choniat, Annal. L. VII. n° 5, p. 112. Edit. Venet. edit. Paris. 136. Allat. De eccles. occident et orient. perpetua conseusione. L. II, c. 12, p. 690. Edit. Colon. Agrip.

Ваше же высокопреосвященство умоляю о том, что вы мне обещали, то есть любить меня, как вашего послушнейшего во Христе сына, и никогда не забывать. Кроме того, мне желательно, чтобы вы удостаивали меня своими драгоценными письмами, в особенности о настоящем деле, так чтобы я мог знать, как мне должно в этом случае поступать, и теперь, и в по­следующее время.


 

[10] Подразумевается составленное иеромонахом (впоследствии митрополитом) Платоном (Левшиным) «Увещание во утверждение истины». Первый раз оно было напечатано в 1766 г.; здесь имеется в виду вто­рое издание, вышедшее в 1773 г. [Прим. издателя.]

[11] Следовало сказать: блаженной памяти царя Алексия Михайловича. [Прим. издателя.]

[12] Тихон (Якубовский), епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии (1764-1767), впоследстивии епископ Воронежский и Елецкий.

[13] Из других источников известно, что прежде у старообрядцев селения Знаменки была часовня, на месте которой они построили церковь, которую освятил потом apxиeпucкоп Никифор; см. Лебедев Е. Судьба первого единоверческого храма...

[14] Большого Московского Собора 1667 г.

[15] Окружное послание.

[16] Ради икономии, по снисхождению.

[17] Разумеется приложенное к письму «Краткое повествование...»

[18] Строгости.

[19] То есть в Окружном послании.

[20] Архиепископ Никифор ошибочно называет здесь книгу «Ро­зыск». Следовало указать на Пращицу; в Розыске же о деянии на Мартина совсем не упоминается. [Прим. издателя.]

Пращица духовная - книга против раскола, составленная епископом Нижегородским Питиримом в 1717 г.

[21] Опять неверная ссылка на Розыск. [Прим. издателя.]

 


 

Краткое повествование о обращении раскольников селения Знаменки

Каким образом они были приняты в Православную Цер­ковь; изложение оснований, по которым им позволено было читать старинные книги, изданные в России и петь по своему обычаю, поставить священника из их среды, если бы явился достой­ный; между прочим и рассуждение о обрядах

 

Перевод с лат. Грекова В. А. Печатается по изд.: Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви // Братское слово, 1892, № 2, с. 128-138. 

 

Селение раскольников (по имени Знаменка), недавно возвратившихся в Poccию из Молдавии, просило у мо­его предшественника[22] позволения построить церковь, иметь священника из своей среды и употреблять ста­ринные книги. Тот потребовал, чтобы они прежде отреклись от раскола и исповедали православную веру. Но они считали это делом нелегким и, по слабости ума, представляли препятствием (к присоединению). Исповедание же православной веры излагали в выражениях неясных и недостаточных. Так время продлилось до его отставки[23]. Наконец, при своем прошении, они вручили мне требуемое исповедание вместе с рекомендательным письмом губернатора. В этом исповедании они от всего сердца и всей души отрицаются всех раскольнических толков и признают Церковь Греческую истинною, вселенскою, кафолическою и апо­стольскою, все ее догматы, Таинства и обряды - соглас­ными со Словом Божиим, преданиями св. апостолов и семи Вселенских соборов, а находящихся вне Греко-русской Церкви - заблуждающимися. При этом они исповедуют с клятвою пред всемогущим Богом, что они по правде и без всякого притворства желают присоединиться к Православной Церкви. А в своем прошении просили о дозволении читать старинные книги, петь своим напевом и в священники поставить кого-нибудь из них. Я опускаю их мольбы, устно сделанные исповедания и прочие их слова, которыми они показывали, что обращаются и желают присоединиться к Церкви Пра­вославной непорочным сердцем и чистою душою, и что просили о вышеупомянутом ради слабейших и недо­статочно рассудительных.

Итак, я принял их, позволив употреблять старин­ные изданные в России книги, петь по своему обычаю и, если явится достойный, возвести во священники кого-нибудь из них. Немедленно же послал я к ним священника из наших, Димитрия Смолодовича, мужа почтенного и ученого. После того как они публично, согласно чинопоследованию, установленному в России на случай их обращения, отреклись раскола и испове­дали православную веру, он их принял.

По прошествии некоторого времени упомянутый священник Димитрий, с моего дозволения, благословил основание церкви, которую они построили во имя Богородицы; а освятил ее я сам со своим клиром, причем мои певчие пели на правом клиросе, а они на левом. Потом я сказывал проповедь, которая при сем прилагается. Во священники же я определил Стефана Попова, родившегося от православных, воспитанного и живущего в православной вере и уже давно удостоенного священства, чтобы в упомянутой церкви отправлял для них священные службы, поручил ему заботу пасти их и дал ему, какие надлежит, советы.

Итак, они, успокоившись, не только не помышляют более о возвращении в Молдавию, как было прежде, но стараются и других привлечь сюда из чужих стран. Между тем, как я слышу, они день ото дня укрепляются в православной вере, знамение святого креста изображают, как и мы, тремя перстами, а некоторые начинают требовать даже и новых книг; должно надеяться, что, наконец, они их и примут.

Позволено же им было употреблять старинные книги:

1) Потому что не было издано никакого повеления ни о том, чтобы их не читать, ни о том, чтобы не поз­волять их чтения. Если же, по словам некоторых, происходит от них соблазн для других и есть весьма сильные доводы, не допускающие их чтения, то, в таком случае, необходимо было бы устранить такое препятствие или публичным указом или, по крайней мере, секретным приказанием.

2) Потому что они не содержат в себе ни богохуль­ства, ни ереси, ни извращения догматов, ни искажения учения о Таинствах, ни изменения какого-нибудь закона.

3) Потому что в книге, изданной в 1773 году по импе­раторскому указу и по благословению Святейшего Синода, Православная Церковь хотя защищает, как и должно, новые книги, однако старинные вовсе не порицает и не приказывает, даже не советует воздерживаться от их употребления.

4) Потому что некоторые из древних книг и доселе существуют в иных церквах и читаются без всякого затруднения. Книга под названием Кормчая[24] также принадлежит к числу древних, однако она на­ходится в таком общем употреблении, что никого нет в России, кто бы из нее не заимствовал священных правил; хотя она не лишена недостатков - ибо сокращение священных правил, сделанное Аристином[25], выдает за текст самых правил, и о небритии бороды говорит нечто такое, что не только не представляет никакой важности, но даже отзывается суеверием антропоморфитов.

5) Потому что от самого начала, то есть с того вре­мени как Россия была, благодатью Божиею, просвещена светом Божественного познания, и до самого последнего времени все Церкви в России и все в ней верующие употребляли именно эти книги. Запрещать же употребление их все равно, что их порицать. Порицание же есть укор для всей благочестивой древней Русской Церкви. А чрез этот укор прежде жившие россияне подпадают подозрению, что они страдали или ересью, или беспорядочностью нравов, между тем как среди них были не только цари, бояре и бесчисленное множество христиан, благочестиво поклонявшихся Богу, но и люди святые, которые теперь уважаются, и почи­таются, и поставляются для христиан образцами право­славной веры и истинной добродетели.

6) Потому что я следовал весьма древнему и кафолическому примеру. Всякому, кто только перелистывал священные истории, известно, что когда перевод LXX[26] вследствие переписки невежд был искажен, Ориген исправил его после продолжительных трудов и неутомимого прилежания своими тетраплами, экзаплами и октаплами[27]. Но, хотя многие приобрели его издание, как драгоценное сокровище, тем не менее чтение старого издания не только не возбранялось, но даже почиталось и предписывалось. «Я удивляюсь, - писал Иероним [блаженному] Ав­густину, - что ты читаешь книги LXX не в чистом их виде, как они были изданы ими, а исправленные Оригеном, или лучше испорченные его обелами и астерисками»[28]. И, спустя немного: «Хочешь ли быть истинным любителем LXX толковников? Не читай то, что под астерисками, даже выскобли их из книг, чтобы явить себя любителем древности. Если ты это сделаешь, то ты будешь принужден осудить все церковные библиотеки, потому что едва ли найдется одна, две книги, в которых бы этого не было»[29]. Но в другом месте тот же Иероним Оригеновское издание хвалит и, предпочитая его обыкновенному изданию, говорит: «κοινή, то есть общеупотребительное издание есть то же самое, что и LXX; различие между тем и другим только в том, что общеупотребительное издание испор­чено вследствие различия времен и мест и произвола писцов, а то, которое находится в экзаплах и с которого мы переводим, есть не испорченный и безупреч­ный перевод LXX толковников, как он сохраняется в книгах людей образованных». В свою очередь, и столь знаменитое издание Оригена пришло в беспорядок, так как писцы по небрежности и невежеству оставляли астериски и обелы без внимания. Его исправил при содействии Евсевия Кесарийского[30] св. мученик Памфил[31], и таким образом составил новое издание. После этого последнего было сделано другое издание - тем же Евсевием, по приказанию императора, для употребления в церквах Константинопольских. Между тем, и св. мученик Лукиан, пресвитер великой Антиохии[32], в начале IV века сделал похвальное издание для антиохийцев, чувствовавших недостаток в исправных книгах; он изучил для этого Акилу и других переводчиков, и даже еврейский текст. Подобным образом и Исихий, епископ Египта[33], учинил другое издание для египетских христиан. Таково было различие изданий св. Писания. «Александрия и Египет, - говорит Иероним в предисловии к книге Паралипоменон, - наряду с своими LXX хвалят и издателя Исихия. От Кон­стантинополя до Антиохии одобряются экземпляры Лукиана мученика. А средние между этими провинции читают палестинские кодексы, которые были составлены Оригеном и выпущены Евсевием и Памфилом». Одна Цер­ковь читала одно, другая - другое, и однако никто тогда не соблазнялся, единство Церквей не нарушалось, и употребление старых изданий, хотя они были не ис­правлены, не запрещалось.

7) Потому что я знаю, что во святой Церкви были даже и снисхождения по домостроительству. Их учитель тот, кто в Кенхреях остриг голову, очистился в храме, приносил жертву и обрезал язычника Тимофея после того, как было уже издано соборное апостольское постановление, чтобы не обрезывать язычников, - обрезал ради иудеев, которые были в тех местах (см. Деян. 18, 18; 21, 26; 16, 3); их учитель тот, кто для иудеев был как иудей, для подзаконных как подзаконный, для не имеющих за­кона как не имеющий закона, для слабых - слабым, и для всех - все, чтобы спасти каким бы то ни было образом некоторых (см. 1 Кор. 20, 22). Но тот, кто сделал это, - скажут, - был Павел; а ты кто такой, что дерзаешь де­лать это? Положим, я ничто, - червь, а не человек (Пс. 21, 7). Но он сам убеждает меня делать это, когда восклицает и говорит: Молю вас, подражатели мне бывайте!  (1 Кор. 4, 16).

8) Потому что я верил в Бога и надеялся, что благодать Его, которая теперь подается им (старообрядцам) чрез святые Таинства, которых они дотоле были лишены, просветит их употреблять и новые книги, при содействии и православного священника, к ним определенного. А так как, по учению апостольскому, на­дежда на Бога не посрамляет, то вот, как я прежде заметил, у некоторых из них уже появляется желание новых книг.

9) Наконец, потому что «не разборчивость (слова вышеупомянутой книги) между старыми и новыми книгами, но свидетельство непорочной веры (совести) спасает нас»[34]. А отсюда ясно, что не потерпим ника­кого ущерба для вечного спасения, будем ли читать те или другие книги, и что это вещь вполне безразличная.

10) Потому что вовсе не установлено, каким петь напевом: лидийским или дорийским, римским или персидским. 75-е правило Трулльского вселенского собора повелевает только, чтобы поющие не допускали бесчинных воплей и не силились естественный голос пре­вращать в крик. Но обычное пение раскольников, на мой слух, далеко не походит на упомянутый крик. Кроме того, известно, что почти каждый православный народ имеет свой образ пения, и даже тот, который можно слышать в великорусских церквах, не мало отличается от употребляемого в малорусских. Следует обратить внимание и на слова святого Василия неокесарийцам, которые ссорились с кесарийцами из-за различия в образе пения. «Что же, если спросить их, - говорит он, - о причине непримиримой этой и неизъяснимой брани? Они называют псалмы и образ пения, который отличен от обычая, утвердившегося у вас, и другое тому подобное, чего им надлежало бы стыдиться»[35].

Это о позволении употребительного у них напева. Об обещании же поставить священника из их среды ни­чего не буду говорить. Присоединенное условие: если будет достоин - достаточно говорит за это.  

Но так как некоторые требуют от обращенных тщательного соблюдения обрядов, то неизлишне присо­единить и нижеследующее, хотя вышеупомянутым обращенным не были дозволены никакие иные обряды, кроме обычных, да они и сами этого не просили:

1) Блаженный Василий словами «и другое тому подоб­ное», обозначает всякие незначительные обряды, как это видно из предшествующих слов его в послании к неокесарийцам. Итак, что думал Василий о неокесарийцах, которые воздвигали непримиримую брань из-за различия обрядов, это он сам выразил словами: «и другое тому подобное, чего им надлежало бы сты­диться».

2) Нигде: ни в актах вселенских и поместных соборов, ни в творениях святых отцов не встречается, чтобы кто-либо рассуждал об обрядах и требовал непременного исполнения их от тех, которые обраща­ются к кафолической Церкви из ереси или раскола. Все старание и рвение прилагалось только об истине веры, целости догматов и святости жизни. Лишь только обращавшиеся принимали это, Церковь встречала их с распростертыми объятиями, без всякого рассуждения об обрядах.

3) О том, каким образом древняя Церковь прини­мала раскольников, сообщает нам Евсевий Кесарийский: «Впрочем те, которые в догматах своих не являют никакого нечестия, а отделились от общего союза по вине каких-нибудь раскольников, были допу­щены в Церковь без промедления». А если допускались без промедления, то ясно, что никакого вопроса отно­сительно обрядов не предлагалось.

4) Обрядовые постановления почерпываются у нас из двух источников, именно: из книги под названием Типик и из Евхология. Типика, который составил святой Савва[37] по преданиям святых Харитона и Феоктиста[38] и испра­вляли сначала Софроний Иерусалимский[39], а после него св. Иоанн Дамаскин[40], в котором и после того были сде­ланы различные прибавления (упоминаются Минеи, которые во времена св. Саввы, умершего в 532 году, еще не существовали; различаются обряды Лавры святого Саввы от обрядов Великой церкви[41] и горы Афона; а в некоторых местах говорится о выборе обрядов в таких словах: да будет, якоже изволит настоятель), - Типика целых пять веков после Христа Спасителя нашего не было в церкви. А после пятого столетия он не был общеупотребительным, и не все церкви пользовались им как неизменным правилом, ибо существовали другие, отличные от него Типики.

Так Иоанн, митрополит Евхаитский[42], тоже составил Типик, что видно из следующих его стихов, находящихся в Типике Лавры:

 

Боюсь, как бы изрекая cиe для других,

А сам ничего из этого не исполнив,

Не найти мне обвинителей в своих собственных законах[43].

 

Равным образом и другой аноним вот что написал в своем Типике: «Все это, отцы и братие, не просто и не случайно составлено нами, как кто-нибудь подумает, но по исследовании различных Типиков» и проч. А ктиторских типиков, или тех, которые были составлены основателями монастырей, было много. Из них три, по свидетельству Фабриция, сохраняются в Барбериновой библиотеке[44]. А четвертый, составленный царицею Ириною[45] для инокинь ею созданного монастыря Κεχαριτωμένης, был издан в Париже, и экземпляр его есть даже у меня.

Древние же рукописные Евхологии[46], которые еще существуют, представляют некоторые различия не только в количестве молитв, но даже и в обрядах, как можно видеть в Евхологии, изданном Иаковом Гоаром[47]. Об этом ученейший Фабриций заметил следующее: «Неудивительно, что у греков, при различии Церквей, утвердились и различные обряды, но вера всегда непрерывно была у них одна и та же, так как их епископы продолжали мудрствовать пра­вильно».

5) Западная Церковь, даже прежде отделения своего от Восточной, имела свои собственные обряды. Но прежде разделения каждая из Церквей сохраняла свои обряды, и одна не только не порицала обрядов другой, но даже почитала их; обе Церкви сохраняли духовное единство, хотя имели различные обряды. А после разделения, всякий раз как задумывали и старались о соединении (а это было много раз), никогда не говорили об обрядах ни православные восточные, ни инославные западные, а все рассуждения шли относительно исхождения Святого Духа, об опресноках, главенстве папы, чистилище и подобных предметах. И если бы западных убедили пра­вильно мыслить об этих предметах, то их, без сомнения, присоединили бы к Церкви, и они опять соста­вили бы единое тело, хотя и отличаясь по обрядам. Ибо не одинаковость обрядов, но единство веры производит духовное единение Церквей и верующих.

6) Некогда Александрийская, Римская и остальные Западные церкви праздновали праздник Пасхи в вос­кресный день, а Азийская в 14-й день первого месяца, в какой бы день недели он ни случился. Медиоланская церковь, находясь в лоне Римской, тогда еще Право­славной Церкви, имела свой образ пения, свой Типик и литургию, следы которых остаются даже до сего дня. Африканские Церкви, с которыми были согласны Тарсийская, Кесарийская, Киликийская, Каппадокийская и Галатийская, перекрещивали тех, которые от ересей обра­щались к Православной Церкви; а Римская и прочие Западные Церкви признавали крещение еретиков правильным. Сии различия, до тех пор пока они не ка­сались догматов веры, не могли нарушать духовного единства этих Церквей.

7) За два перед сим века, когда лютеране стреми­лись соединиться с кафолическою Церковью, святейший патриарх Иеремия много писал им об исхождении Свя­того Духа, о Таинствах, о почитании святых икон, о ходатайстве святых и другом; а о том, чтобы они переменили свои обряды и приняли наши, - ничего.

8) В настоящее время церкви Малой и Великой России составляют единое духовное тело, хотя различаются между собою в обрядах крещения, если только трикратное погружение в воде и обливание, или омовение водою должно считать простыми обрядами.

Если так, то как мы можем думать, что неправо ходят те, которые во всех догматах веры всесовершенно и вполне с нами согласны, а расходятся только в пении или в иных немногих, незначительных и простых, обрядах? И не должны ли мы согласиться и следовать таким общим кафолическим и святым примерам, согласным и с разумом, какие здесь предста­влены? «Впрочем, - писал неокесарийцам Великий Василий, - мы все прощаем, хотя ничего нет, чего бы не испытал Господь. Будьте только здравомысленны в главном и удерживайтесь от новшеств в деле веры; ипостаси не отвергайте, имени Христова не отрицайтесь, слов Григория ложно не толкуйте. Иначе до тех пор пока мы дышим...» и проч.[48]

Если желают единения с Церковью, - говорят не­которые, - пусть соединятся так, чтобы не было ника­кого различия между нами и ими. Эту мысль, которая есть τῆς ἀκριβείας[49],  почитаю и уважаю; я и принял их в надежде, что наконец между ними и нами не будет никакого различия - ни в чтении новых книг, ни в совершении какого-нибудь, хотя бы самого ничтожного обряда. Но и другую мысль - мысль τῆς οἰκονομίας[50] - я хвалю и приветствую. Но если высшие власти уведомят меня, что она им не угодна, я вполне  готов оставить ее, готов более не применять ее и разо­рить то, что уже создано.


 

[22] Архиепископа Евгения Вульгариса.

[23] То есть до 1779 г.

[24] Кормчая книга - сборник церковных правил и государственных узаконений по церковным вопросам.

[25] Аристин (XII в.) - византийский канонист, толкователь церковных правил.

[26] Перевод семидесяти толковников - древнейший (сделанный не менее чем за 200 лет до Р.Х.) перевод священных книг Ветхого Завета на греческий язык, которому Церковь усваивает догматическое достоинство.

[27] Ориген (185-255) - христианский богослов, ученик Климента Александрийского, руководитель Александрийской школы. «Экзаплы» - составленный им свод текстов Ветхого Завета: еврейского (в еврейской и греческой транскрипции) и четырех различных греческих переводов, в том числе семидесяти толковников, расположенных в шести столбцах (отсюда название: «экзаплы»), с пометками о различиях в текстах с помощью особых принятых у александрийских грамматиков знаков - астерисков и обелов; для некоторых книг в седьмом, а для псалмов и в восьмом столбцах, были помещены дополнительные переводы - отсюда название: «октаплы»; отдельно изданные греческие переводы, числом 4, названы «тетраплами».

[28] Примечаниями и выносками.

[29] Творения блаженного Иеронима. Т. 2. С. 512. [Прим. издателя.]

Иероним Стридонский († 420, память 15 июня) - один из великих учителей Западной Церкви, переводчик Библии на латинский язык (Вульгаты), составитель «Хроники», автор книги «О знаменитых мужах» и др.

Августин Блаженный, епископ Иппонийский († 430, память 15 июня) -  выдающийся богослов и церковный деятель.

[30] Евсевий Памфил († ок. 340) - епископ Кесарии, автор Церковной истории в 10 книгах.

[31] Священномученик Памфил - пресвитер Кесарийский, пострадал в гонение Диоклитиана, в 308-309 гг.

[32] Преподобномученик Лукиан - пресвитер Антиохийский, пострадал в гонение Диоклитиана.

[33] Епископ Исихий - исправитель текста Священного Писания, упоминаемый блаженным Иеронимом; м.б. он же - епископ и мученик при Диоклитиане.

[34] Слова из «Увещания» митрополита Платона, изд. 1773 г., л. 43 об. [Прим. издателя.]

[35] Письмо к неокесарийскому клиру. Ср. с изд. Творений свт. Василия Великого в русском переводе. Т. 6. М., 1873. С. 76.

[36] Типик (Типикон) - богослужебный устав.

[37] Прп. Савва Освященный, основатель монастыря в Палестине близ Иордана.

[38] Прп.  Харитон Исповедник († ок. 350) - основатель Фаранской Лавры в Палестине,  для которой составил строгий устав; по преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Прп. Феоктист († 467) спостник прп. Евфимия Великого, настоятель монастыря в Палестине близ Фаранской Лавры, в которой начинал свой иноческий подвиг преподобный Савва Освященный.

[39] Софроний, Патриарх Иерусалимский († 638-644) - составитель жития преподобной Марии Египетской, многих богослужебных песнопений и молитв.

[40] † ок. 780.

[41] Храм св. Софии в Константинополе, кафедральный храм Константинопольских патриархов до 1453 г. Службы здесь совершались по особому уставу.

[42] Иоанн, митрополит Евхаитский или Мавропод (XI в.) - ученый и песнописец, составитель канонов; трудился над исправлением Миней.

[43] В подлиннике приведен греческий текст стихов.

[44] В Венеции.

[45] Святая царица Ирина († 803; память 7 августа) - супруга византийского императора Льва IV, в истории Церкви прославилась как защитница иконопочитания; в ее царствование (она занимала Византийский престол за малолетством ее сына Константина), в 787 г., в Никее состоялся VII Вселенский собор.

[46] Евхологий - одна из древнейших богослужебных книг Восточной Церкви, включающая чинопоследования и молитвы совремненных Служебника, Часослова и Требника.

[47] В 1547 г. Этот Евхологий хранится в Венеции в Бербериновской библиотеке.

[48] Письмо к неокесарийскому клиру. Ср. с изд.; Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Т. 6. М., 1873. С. 79.

[49] Строгости.

[50] Снисхождения.  


 

Письмо архиепископа Московского Платона к архиепископу Никифору

 

Перевод с лат. Печатается по изд.: Лебедев Е. Е. Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу. Новгород, 1904, с. 025-026. Письмо издано по рукописи библиотеки Главного архива Министерства иностранных дел, № 15/194, л. 170 (латинский подлинник - л. 168). В этой же рукописи содержатся и некоторые документы, напечатанные в статье: Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви, с. 108-138 (помещенная выше переписка с митрополитом Гавриилом). [Прим. издателя].

Письмо написано до получения архиепископом Никифором ответа митрополита Гавриила на первое его письмо от 3 августа 1780 г. по поводу присоединения старообрядцев селения Знаменки (ответ митрополита последовал лишь 11 октября 1787 г.). Очевидно, в Синоде обсуждался этот вопрос, о чем говорит митрополит Гавриил: «Твое постановление хотели отменить; но дабы не возбудить новых волнений, мы молчим, надеясь, что ты постараешься привести их к более здравым понятиям...». О каком священнике Московской епархии, передавшем письмо архиепископа Никифора Платону, и о каких раскольниках идет в нем речь, неизвестно. Возможно, это священник, которого избрали обратившиеся староверы слободы Злынки Елисаветградского уезда. См. ниже письмо архиепископа Никифора Димитрию Смолодовичу от 15 февраля 1782 г.

 

23 сентября 1781 года

 

Преосвященнейший владыко! Возлюбленный о Христе Брат!

Письмо Вашего Святейшества я имел честь получить от священника моей епархии; скажу вам, что это человек развратной. Явным доказательством сего служит то, что он дерзнул сделать запрещенное подположение. Но поелику таковое преступление есть несообразное, то по законам Божеским и человеческим нельзя ему более быть священником[51]. Дивлюсь, что так названные новообращенные раскольники такого избрали себе пастыря. О, какой добрый пастырь, как говорится, и проч. Это доказывает, что обращение их было не чистосердечным; я опасаюсь, чтобы позволение (которое они имеют) употреблять старые книги и обряды не обратилось в соблазн для других. Они просили об этом Св. Синод, но по важнейшим причинам им отказано. Нравы их и могущие произойти от того дурные для общества последствия нам небезызвестны. Ибо ежели им это позволить, то надобно опасаться, чтобы и все в России раскольники сего не стали надеяться. Но если все они будут сего надеяться, то большая часть и тех, которые обратились к нашей Церкви, сие отринут и прилепятся к их шайке. Невежды ищут невежд. Если они желают присоединиться к Церкви, то так должно соединиться, чтобы не было никакого различия, иначе они буду ни те, ни другие. Впрочем, да хранит всеблагий Бог святую Церковь по Своей обычной милости. Книг, о которых вы мне писали, я искал; но иных отыскать не могу; хотя некоторые из них и находятся в Синодальной библиотеке, но они не в моей власти. Впрочем, честь имею рекомендовать себя в вашу любовь и прошу не оставить меня вашими молитвами.


 

[51] Последние два предложения в латинском подлиннике: ...cuius satis evidents argumentum est, quod ausus sit suppositum componere mandatum: quale crimen cum sit enorme, per leqes et divinas et humanas non licebit utique, ut inter sacerdotes recenseatur.  


 

Два письма архиепископа Никифора к Елисаветградскому протоиерею Димитрию Смолодовичу

 

Публикация В. Беднова. Печатается по изд.: Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии.  Вып. V. Екатеринослав, 1909, с. 114, 130-132. Письма в подлиннике хранились в Архиве Елисаветградской Консистории, в деле приказного стола за 1798 г., № 12: «По указу Св. Правительствующего Синода о присылке в оный о находящихся в ведомстве Новороссийской eпapxии протопопах и духовных правлениях списков». Подлинник писан ру­кою писца, подпись - автограф аpxиепископа Никифора. [Прим. издателя.]

 

Письмо 1

16 февраля 1780 года

 

Димитрию Смолодовичу[52], Елисаветградской церкви свя­щеннику, нашему во Христе любезнейшему сыну здравия желаем и пастырское благословение посылаем.

Недавно мы наше к раскольникам письмо вместе с наставлениями нашими, в коих, показав способ, как их в веру приводить, к тебе послали, поручая тебе масличные дерева для насаждения истинной маслины. Но вот тебя Бог призвал к немногим маслинам, к коим великое старание, прилежание и рачение должен ты прилагать.

Милосердый Бог своею всесильною благодатию по нашим горячим желаниям целую раскольников слободу, в коей больше нежели сто фамилий находится, к своей святой Церкви обратил. Почему мы тебя и учителем их, и проповедником, и священником, и отцом поставляем: тебе эти молодые деревца, души новопросвещенные, сынов, благодатию Божиею в святой Церкви недавно от­родившихся, смотреть поручаем.

Церковь Иисуса Христа, стараясь о пользе душ, свои имеет экономии[53] и снисхождения, какового дела первым примером был святой апостол Павел, будучи не только иудеем яко иудей и всем - вся, да всячески некоторых приобрящет (1 Кор. 9; 20, 22), но и Тимофея обреза иудей ради, сущих на местах оных (Деян. 16, 3).

С новокрещенными[54] сими и мы несколько ласково обходились. Арсения не с должною жестокостию наставляли, да не когда, восторгающе плевелы, восторгнем купно с ними и пшеницу (Мф. 13, 29).

Желаем также, чтобы таким же образом и ты поступал, пока они по благодати Божией укрепятся. Теперь, как младенцы, млека требуют, а после с помощию Божиею и твердейшие пищи есть возмогут.

Ежели в этом недавно насажденном виноградном садочке прилежно упражняясь, отеческою любовию и христианскою милостию и благосклонностию его наблюдая, чрез твои неусыпные труды [его] размножишь, то какую от Бога милость, от людей похвалу, от меня любовь иметь будешь, сам рассудить можешь.

Всевышний тебя и дела рук твоих да благословит.

Никифор Архиепископ Славенский и Херсонский,
Полтавский монрастырь

Письмо 2

 

15 февраля 1782 года

 

Честный Иepeй, отец Димитрий, любезный во Христе сын!

Письмо Ваше мы получили о числе обратившихся к православию слободы Злынки[55] обывателей и необратившихся, но о избрании ими священника к себе ничего в оном не упомянуто, о чем от нас писано было. При том чрез cиe вам предписывается, чтоб вы в слободу Знаменку один раз, по крайней мере, в месяц съехав, в тамошней церкви священнослужение имели, и речь хотя краткую сказывали, которую наиболее [следует] сочинять о пользе новопечатных церковных книг, о согласии оных, что принадлежит до веры, с старопечатными, о неимении ни­какого различия между древнею и нынешнею Российскою Церковию и о других подобных материях, присовоку­пляя при том и нравоучительные поучения. Буде же вам почему-либо в месяц поехать туда невозможно будет, то в таком случае должны будете послать какого-либо из Елисаветградской протопопии священника, который бы хотя священнослужение в оной церкви отправил. Сверх же сего наблюдать вам и того, читаются ли в оной церкви проповеди, в силу Указа Святейшего Синода на­печатанные и по церквам разосланные[56], с коих одна книга от нас и в оную церковь дана. Каков же от всего нами предприемлемого к совершенному оных с нами присоединению успех причинился и чинится будет, о том к нам по третям года рапортовать[57].

Никифор, Архиепископ Славенский и Херсонский


[52] Протоиерей Димитрий Смолодович - ближайший помощник архиепископа Никифора в деле обращения раскольников селения Знаменки.

[53] Икономии.

[54] То есть присоединившимися к Церкви.

[55] Издатель сообщает, что первоначально было написано «Знаменки». Очевидно, речь идет о том же селении, которое Никофор упоминает в письме к Н.Н. Бантыш-Каменскому, одноименном известной слободе Злынке в Стародубье Черниговской губернии, где находилась Троицкая пустынь инока Никодима († 1784) - одного из основоположников единоверия. См.: Ответы на вопросы старообрядцев. Предуведомление. С. 3.

[56] Имеется в виду «Собрание поучений», изданное Синодом в 1775 г. [Прим. издателя.]

[57] Эти два письма красноречиво свидетельствуют о перемене позиции преосвященного Никифора в отношении к начатому делу воссоединения раскольников с Церковью - очевидно, в связи с состояшейся в промежуток между ними перепиской с митрополитом Гавриилим. Первое письмо проникнуто духом икономии (снисхождения), во втором преосвященный Никифор, говоря об убеждении староверов в «пользе новопечатных церковных книг», очевидно, руководствуется противоположным принципом - акривии (строгости).

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «Eсть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом»

    29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

  • Пост – это прежде всего отчуждение от зла
    На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий Ольховой. Почему люди высказываются против богослужения, которое ведется на русском языке? Как правильно питаться в пост: можно ли есть постные сосиски и колбасу? Можно ли считать милостыней деньги, подаваемые пьяницам у храма?
  • Митрополит Дионисий возглавил в Даниловом монастыре празднование дня памяти основателя обители

    17 марта 2020 года в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре состоялось празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского.

  • О страхе Божием и страхах вражьих

    Что делать человеку, когда в его душу закрадывается страх? Как от него избавиться? И стоит ли говорить о своих страхах? Ответы на эти насущные вопросы дает в этой статье настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Валериан Кречетов

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт