Труды архиепископа Никифора Феотокиса, связанные со старообрядчеством

 

Два письма архиепископа Никифора к Елисаветградскому протоиерею Димитрию Смолодовичу

 

Публикация В. Беднова. Печатается по изд.: Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии.  Вып. V. Екатеринослав, 1909, с. 114, 130-132. Письма в подлиннике хранились в Архиве Елисаветградской Консистории, в деле приказного стола за 1798 г., № 12: «По указу Св. Правительствующего Синода о присылке в оный о находящихся в ведомстве Новороссийской eпapxии протопопах и духовных правлениях списков». Подлинник писан ру­кою писца, подпись - автограф аpxиепископа Никифора. [Прим. издателя.]

 

Письмо 1

16 февраля 1780 года

 

Димитрию Смолодовичу[52], Елисаветградской церкви свя­щеннику, нашему во Христе любезнейшему сыну здравия желаем и пастырское благословение посылаем.

Недавно мы наше к раскольникам письмо вместе с наставлениями нашими, в коих, показав способ, как их в веру приводить, к тебе послали, поручая тебе масличные дерева для насаждения истинной маслины. Но вот тебя Бог призвал к немногим маслинам, к коим великое старание, прилежание и рачение должен ты прилагать.

Милосердый Бог своею всесильною благодатию по нашим горячим желаниям целую раскольников слободу, в коей больше нежели сто фамилий находится, к своей святой Церкви обратил. Почему мы тебя и учителем их, и проповедником, и священником, и отцом поставляем: тебе эти молодые деревца, души новопросвещенные, сынов, благодатию Божиею в святой Церкви недавно от­родившихся, смотреть поручаем.

Церковь Иисуса Христа, стараясь о пользе душ, свои имеет экономии[53] и снисхождения, какового дела первым примером был святой апостол Павел, будучи не только иудеем яко иудей и всем - вся, да всячески некоторых приобрящет (1 Кор. 9; 20, 22), но и Тимофея обреза иудей ради, сущих на местах оных (Деян. 16, 3).

С новокрещенными[54] сими и мы несколько ласково обходились. Арсения не с должною жестокостию наставляли, да не когда, восторгающе плевелы, восторгнем купно с ними и пшеницу (Мф. 13, 29).

Желаем также, чтобы таким же образом и ты поступал, пока они по благодати Божией укрепятся. Теперь, как младенцы, млека требуют, а после с помощию Божиею и твердейшие пищи есть возмогут.

Ежели в этом недавно насажденном виноградном садочке прилежно упражняясь, отеческою любовию и христианскою милостию и благосклонностию его наблюдая, чрез твои неусыпные труды [его] размножишь, то какую от Бога милость, от людей похвалу, от меня любовь иметь будешь, сам рассудить можешь.

Всевышний тебя и дела рук твоих да благословит.

Никифор Архиепископ Славенский и Херсонский,
Полтавский монрастырь

Письмо 2

 

15 февраля 1782 года

 

Честный Иepeй, отец Димитрий, любезный во Христе сын!

Письмо Ваше мы получили о числе обратившихся к православию слободы Злынки[55] обывателей и необратившихся, но о избрании ими священника к себе ничего в оном не упомянуто, о чем от нас писано было. При том чрез cиe вам предписывается, чтоб вы в слободу Знаменку один раз, по крайней мере, в месяц съехав, в тамошней церкви священнослужение имели, и речь хотя краткую сказывали, которую наиболее [следует] сочинять о пользе новопечатных церковных книг, о согласии оных, что принадлежит до веры, с старопечатными, о неимении ни­какого различия между древнею и нынешнею Российскою Церковию и о других подобных материях, присовоку­пляя при том и нравоучительные поучения. Буде же вам почему-либо в месяц поехать туда невозможно будет, то в таком случае должны будете послать какого-либо из Елисаветградской протопопии священника, который бы хотя священнослужение в оной церкви отправил. Сверх же сего наблюдать вам и того, читаются ли в оной церкви проповеди, в силу Указа Святейшего Синода на­печатанные и по церквам разосланные[56], с коих одна книга от нас и в оную церковь дана. Каков же от всего нами предприемлемого к совершенному оных с нами присоединению успех причинился и чинится будет, о том к нам по третям года рапортовать[57].

Никифор, Архиепископ Славенский и Херсонский


[52] Протоиерей Димитрий Смолодович - ближайший помощник архиепископа Никифора в деле обращения раскольников селения Знаменки.

[53] Икономии.

[54] То есть присоединившимися к Церкви.

[55] Издатель сообщает, что первоначально было написано «Знаменки». Очевидно, речь идет о том же селении, которое Никофор упоминает в письме к Н.Н. Бантыш-Каменскому, одноименном известной слободе Злынке в Стародубье Черниговской губернии, где находилась Троицкая пустынь инока Никодима († 1784) - одного из основоположников единоверия. См.: Ответы на вопросы старообрядцев. Предуведомление. С. 3.

[56] Имеется в виду «Собрание поучений», изданное Синодом в 1775 г. [Прим. издателя.]

[57] Эти два письма красноречиво свидетельствуют о перемене позиции преосвященного Никифора в отношении к начатому делу воссоединения раскольников с Церковью - очевидно, в связи с состояшейся в промежуток между ними перепиской с митрополитом Гавриилим. Первое письмо проникнуто духом икономии (снисхождения), во втором преосвященный Никифор, говоря об убеждении староверов в «пользе новопечатных церковных книг», очевидно, руководствуется противоположным принципом - акривии (строгости).

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Чем заняться в дни самоизоляции. Слушаем Евангелие

    Дорогие читатели! Время Великого поста можно провести с пользой, находясь дома. Интернет-журнал «Прихожанин» Данилова монастыря Москвы предлагает вам посвятить часть своего времени слушанию Евангелия.

  • «Eсть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом»

    29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

  • Пост – это прежде всего отчуждение от зла
    На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий Ольховой. Почему люди высказываются против богослужения, которое ведется на русском языке? Как правильно питаться в пост: можно ли есть постные сосиски и колбасу? Можно ли считать милостыней деньги, подаваемые пьяницам у храма?
  • Акафист Пресвятой Богородице

    Акафист Пресвятой Богородице

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт