Труды архиепископа Никифора Феотокиса, связанные со старообрядчеством

 

Письмо архиепископа Московского Платона к архиепископу Никифору

 

Перевод с лат. Печатается по изд.: Лебедев Е. Е. Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу. Новгород, 1904, с. 025-026. Письмо издано по рукописи библиотеки Главного архива Министерства иностранных дел, № 15/194, л. 170 (латинский подлинник - л. 168). В этой же рукописи содержатся и некоторые документы, напечатанные в статье: Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви, с. 108-138 (помещенная выше переписка с митрополитом Гавриилом). [Прим. издателя].

Письмо написано до получения архиепископом Никифором ответа митрополита Гавриила на первое его письмо от 3 августа 1780 г. по поводу присоединения старообрядцев селения Знаменки (ответ митрополита последовал лишь 11 октября 1787 г.). Очевидно, в Синоде обсуждался этот вопрос, о чем говорит митрополит Гавриил: «Твое постановление хотели отменить; но дабы не возбудить новых волнений, мы молчим, надеясь, что ты постараешься привести их к более здравым понятиям...». О каком священнике Московской епархии, передавшем письмо архиепископа Никифора Платону, и о каких раскольниках идет в нем речь, неизвестно. Возможно, это священник, которого избрали обратившиеся староверы слободы Злынки Елисаветградского уезда. См. ниже письмо архиепископа Никифора Димитрию Смолодовичу от 15 февраля 1782 г.

 

23 сентября 1781 года

 

Преосвященнейший владыко! Возлюбленный о Христе Брат!

Письмо Вашего Святейшества я имел честь получить от священника моей епархии; скажу вам, что это человек развратной. Явным доказательством сего служит то, что он дерзнул сделать запрещенное подположение. Но поелику таковое преступление есть несообразное, то по законам Божеским и человеческим нельзя ему более быть священником[51]. Дивлюсь, что так названные новообращенные раскольники такого избрали себе пастыря. О, какой добрый пастырь, как говорится, и проч. Это доказывает, что обращение их было не чистосердечным; я опасаюсь, чтобы позволение (которое они имеют) употреблять старые книги и обряды не обратилось в соблазн для других. Они просили об этом Св. Синод, но по важнейшим причинам им отказано. Нравы их и могущие произойти от того дурные для общества последствия нам небезызвестны. Ибо ежели им это позволить, то надобно опасаться, чтобы и все в России раскольники сего не стали надеяться. Но если все они будут сего надеяться, то большая часть и тех, которые обратились к нашей Церкви, сие отринут и прилепятся к их шайке. Невежды ищут невежд. Если они желают присоединиться к Церкви, то так должно соединиться, чтобы не было никакого различия, иначе они буду ни те, ни другие. Впрочем, да хранит всеблагий Бог святую Церковь по Своей обычной милости. Книг, о которых вы мне писали, я искал; но иных отыскать не могу; хотя некоторые из них и находятся в Синодальной библиотеке, но они не в моей власти. Впрочем, честь имею рекомендовать себя в вашу любовь и прошу не оставить меня вашими молитвами.


 

[51] Последние два предложения в латинском подлиннике: ...cuius satis evidents argumentum est, quod ausus sit suppositum componere mandatum: quale crimen cum sit enorme, per leqes et divinas et humanas non licebit utique, ut inter sacerdotes recenseatur.  

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Чем заняться в дни самоизоляции. Слушаем Евангелие

    Дорогие читатели! Время Великого поста можно провести с пользой, находясь дома. Интернет-журнал «Прихожанин» Данилова монастыря Москвы предлагает вам посвятить часть своего времени слушанию Евангелия.

  • «Eсть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом»

    29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

  • Пост – это прежде всего отчуждение от зла
    На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий Ольховой. Почему люди высказываются против богослужения, которое ведется на русском языке? Как правильно питаться в пост: можно ли есть постные сосиски и колбасу? Можно ли считать милостыней деньги, подаваемые пьяницам у храма?
  • Акафист Пресвятой Богородице

    Акафист Пресвятой Богородице

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт