Труды архиепископа Никифора Феотокиса, связанные со старообрядчеством

 

Переписка с архиепископом Новгородским Гавриилом по поводу присоединения старообрядцев села Знаменки к Православной Церкви

Печатается по изд.: Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви // Братское слово, 1892, № 2, с. 121-128. 

Письмо архиепископа Славянского Никифора к архиепископу Новгородскому Гавриилу
 

3 августа 1780 года

 

Вот, благодатию Божиею, по вашим святым молитвам, согласно моим пламенным желаниям, селение расколь­ников по имени Знаменка обратилось к святой Право­славной Церкви. Как вам известно, Церковь для вечного спасения душ употребляет различные меры, первый пример чего показывает нам божественный апостол Павел: он не только сам делался для иудеев иудеем, но и Тимофея обрезал, хотя закон апостольский, пред тем обнародованный, это запрещал (см. 1 Кор. 9, 10; Деян. 16, 3; гл. 15).

А так как в трактате об увещании раскольников, который только что издан Святейшим Синодом[10], хотя [и] требуется употреблять вновь изданные церковные книги, но не возбраняется однако употребление [и] древних, которые до времен блаженной памяти благочестивейшего Петра Великого[11]читала вся Православная Русская Церковь, и так как ясно, что петь тем или другим способом пред Богом все равно, лишь бы только петь в духе благочестия, то поэтому я без затруднения позволил им употребление древних книг и пение, к которому они привыкли.

Я не с должною строгостью отнесся к Арсению иepoмонаху, поставленному Тихоном, еп[ископом] Севским[12], в 1765 году (это показывает грамота, которую Арсений при себе имеет), подписавшемуся в поданном ими доношении, но, как духовного их отца, оставил его жить вместе с ними, как и прежде: ибо он явился орудием их обращения и есть надежда, что он и других может обратить.Обряд принятия их в Церковь совершил священник Димитрий Смолодович; церковь, построенную ими по просьбам превосходительнейшего губернатора Новороссийского, я освятил[13], определив им во священника Стефана Попова, великорусса, на время. Об этой церкви теперь я доношу Святейшему Синоду, представляя их как переселенцев, ибо они прежде того жили в Молдавии, откуда незадолго пред тем переселились в оте­чество.

Желаю и смиреннейше прошу, чтобы доношение об этом деле было представлено Святейшему Синоду чрез ваши достопочитаемые руки, так чтобы по вашему оте­ческому ко мне благорасположению не только обращение сих (старообрядцев) было утверждено синодским благословением, но и умы остальных вашими святыми мо­литвами были просвещены к обращению.

Я хочу отпечатать свои проповеди, переведенные на русский язык Писаревым и почти уже переписанные, чтобы их можно было читать в церквах. Но так как нужно на это испросить разрешение от Св. Синода, а вы эти проповеди не только читали, но даже по вашей снисходительности ко мне высказались, что они вам понравились, то нельзя ли получить разрешение по представлении только моего доношения, в котором обозначу, что вам уже известны эти проповеди? Ибо посылка экземпляра их в Синод и возвращение оттуда - дело не столь легкое. Присоедините, прошу, к прочим вашим благодеяниям в отношении ко мне и ту ми­лость, чтобы уведомить меня об этом.

 

Ответное письмо архиепископа Гавриила к аpxиепископу Никифору

11 октября 1781 года

 

Преосвященнейший владыко, мой брат во Христе возлюбленнейший. 

 Знаю, ты удивляешься, что я так долго не писал тебе. Но я не знал, да и теперь не знаю, что писать. Желал бы я, чтобы ты просмотрел Деяния собора, который учредили в Москве греческие патриархи[14], пра­вила, данные Синоду Петром Великим, и присягу, которую дают поставляемые во епископы, - увидишь, что они запрещают делать раскольникам такого рода снисхождение, какое ты сделал. Твое постановление хотели отменить; но дабы не возбудить новых волнений, мы молчим, надеясь, что ты постараешься привести их к более здравым понятиям, так чтобы они вполне образумились и во всем были бы согласны с Православною Церковью. Ты написал, что подражал апостолу Павлу, обрезавшему Тимофея. Но Павел сделал то, чего требовала вся Церковь. Увещание твое[15] было принято с восторгом, но когда увидели, что свидетельства, приведенные из Киннама, Хониата и Аллация, не имеют отношения к собору об еретике Мар­тине Армянине, то выражают неудовольствие. Прошу, объясни мне поточнее, на каких страницах упоми­нается об этом соборе и о Мартине.

Игумен Нехворощанский сказывал, что ты хотел печатать свои проповеди. Если пришлешь их в Синод, то я буду стараться о разрешении. Впрочем, будь как нельзя лучше здоров и меня люби.

Преданный тебе Гавриил Архиепископ Новгородский

 

Письмо архиепископа Никифора к архиепископу Гавриилу

18 декабря 1781 года 

 

Преосвященнейший владыко, брат во Христе много­почитаемый.

Так как мне весьма хорошо известны ваши важные и постоянные занятия, то я нимало не удивлялся ва­шему столь продолжительному молчанию; только очень жалел, что лишаюсь столь великой пользы, какую мне приносят ваши достоуважаемые письма. Но как я ошибся в своих предположениях! Ибо вижу, что причина вашего молчания другая, а не та, какую я предполагал.

Деяний собора, который учредили в Москве греческие патриархи, здесь нет ни у меня, ни у кого-либо другого. Правила, данные Петром Великим Синоду, и присягу, которую дают поставляемые епископы, я по указанию вашему просмотрел; однако ничего относящегося к настоящему делу не мог в них найти. Ибо в них вовсе не упоминается о непозволении обратившим­ся раскольникам читать старинные, изданные в России книги и петь по их обычаю; а в этом и состоит снисхождение, сделанное мною (ничего иного я им не позволил). Может быть, есть что-нибудь в актах упомянутого собора, который мне неизвестен.

Мое постановление без всякого затруднения могло быть отменено тотчас же по представлении его в Св. Синод. Ибо для того оно и было представлено, чтобы, если угодно, его одобрили; в противном же случае отменили. Об этом я объявил и самим обратив­шимся, то есть, что о деле донесено Святейшему Синоду. Глубокое же молчание в продолжение года и более, может быть, дало им повод, как и мне, думать, что постановление не будет отменено.

Павел же апостол, высокопреосвященнейший архи­пастырь, обрезал Тимофея οἰκονομικῶϛ[16], ради иудеев, которые были в тех местах, как в этом уверяет священный текст. И таким образом он, как сам говорит, сделался иудеем для иудеев. А Церковь этого не требовала. Ибо прежде чем Павел это сделал, апостолы и пресвитеры на соборе, бывшем в Иерусалиме, по достаточном обсуждении вопроса об обрезании, постановили, что не должно обременять (то есть обрезанием, потому что о нем был вопрос) тех, которые обращаются к Богу из язычников, но предписать им, чтобы воздерживались от треб идольских, блуда, удавленины и крови (см. Деян. 15, 28-29). Таково было мнение, которое высказал апостол Иаков, утвердила вся Церковь и сообщила антиохийцам чрез того же Павла и Варнаву, Иуду и Силу письмом, в котором между прочим находятся и эти достопримечательные слова: изволися бо Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, и пр.

Впрочем, прилагая при сем доводы[17] (их я даже светлейшему князю посылаю), которые убедили меня сделать вышеуказанное снисхождение для обратившихся раскольников, я предлагаю их вашему премудрому суждению, так что, если вам будет угодно, можете со­общить их и Святейшему Синоду. А в том смиреннейше и настоятельно прошу вас быть уверенным, что, кроме славы Божией и общественной пользы, ничто меня не побуждало предпринять труд их обращения. Я мог бы здесь прибавить и больше, но почитаю за луч­шее обойти это молчанием, чтобы не показалось, что я их защищаю. Скажу только, что я вполне готов по повелению Святейшего Синода не только отменить и обра­тить в ничто то, что позволил, и впредь, при обращении других, ничего такого не позволять, но даже изменить свой образ мыслей относительно помянутого снисхождения, хотя он утверждается на многих основаниях, и облечься духом τῆς ἀκριβείαϛ[18]. Пока же дела в таком положении, я не премину в удобное время и ласковыми мерами убеждать их пользоваться новыми книгами. Ибо кроме этого что от них требовать? - я не знаю.

В своем увещании[19] я сказал, что названные мною авторы упоминают о соборе, состоявшемся во время имп[ератора] Мануила Комнина и патриарха Луки Хрисоверга, а не о Мартине. Ибо после следующих слов: «Того ради помянутые епископы послали его в Константино­поль к Константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу, в которого времена, то есть 1166 года, по повелению императора Мануила Комнина собравшийся собор судил за достойно оного Мартина огню предати» (это было взято из книги «Розыск»[20]), - я тотчас присоединил: «о сем синоде (а не о сем Мартине) упоминает Иоанн Киннам» и пр. Я желал свидетельствами писа­телей показать, что приведенный собор действительно был в эти времена. А рассуждал ли он о Мартине и осудил ли его, этого я не мог утверждать, так как акты его не изданы, да и приведенные писатели ничего об этом не говорят, - что и не удивительно, потому что толковали об этом соборе мимоходом. И хотя Киннам говорит, что причиною созвания собора было не дело Мартина, а осуждение Алеманов, однако ничто не препятствует думать, что он рассуждал и о Мартине. Ибо известно, что отцы на соборах рассуждали не только о том предмете, ради которого со­бирались, но и о других различных делах. Тем же, которые, восторгаясь, недовольны мною или моим увещанием, достаточно знать, где сохраняются акты упомянутого собора: по рассмотрении их они могут видеть, правда ли, что он рассуждал о Мартине, как говорит «Розыск»[21].

Вот места, мною приведенныя: Cinnam, Hist. L.VI. n° 2, p. 115-117. Edit. Venet. edit. vero Paris, p. 140-151. Choniat, Annal. L. VII. n° 5, p. 112. Edit. Venet. edit. Paris. 136. Allat. De eccles. occident et orient. perpetua conseusione. L. II, c. 12, p. 690. Edit. Colon. Agrip.

Ваше же высокопреосвященство умоляю о том, что вы мне обещали, то есть любить меня, как вашего послушнейшего во Христе сына, и никогда не забывать. Кроме того, мне желательно, чтобы вы удостаивали меня своими драгоценными письмами, в особенности о настоящем деле, так чтобы я мог знать, как мне должно в этом случае поступать, и теперь, и в по­следующее время.


 

[10] Подразумевается составленное иеромонахом (впоследствии митрополитом) Платоном (Левшиным) «Увещание во утверждение истины». Первый раз оно было напечатано в 1766 г.; здесь имеется в виду вто­рое издание, вышедшее в 1773 г. [Прим. издателя.]

[11] Следовало сказать: блаженной памяти царя Алексия Михайловича. [Прим. издателя.]

[12] Тихон (Якубовский), епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии (1764-1767), впоследстивии епископ Воронежский и Елецкий.

[13] Из других источников известно, что прежде у старообрядцев селения Знаменки была часовня, на месте которой они построили церковь, которую освятил потом apxиeпucкоп Никифор; см. Лебедев Е. Судьба первого единоверческого храма...

[14] Большого Московского Собора 1667 г.

[15] Окружное послание.

[16] Ради икономии, по снисхождению.

[17] Разумеется приложенное к письму «Краткое повествование...»

[18] Строгости.

[19] То есть в Окружном послании.

[20] Архиепископ Никифор ошибочно называет здесь книгу «Ро­зыск». Следовало указать на Пращицу; в Розыске же о деянии на Мартина совсем не упоминается. [Прим. издателя.]

Пращица духовная - книга против раскола, составленная епископом Нижегородским Питиримом в 1717 г.

[21] Опять неверная ссылка на Розыск. [Прим. издателя.]

 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «Eсть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом»

    29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

  • Пост – это прежде всего отчуждение от зла
    На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий Ольховой. Почему люди высказываются против богослужения, которое ведется на русском языке? Как правильно питаться в пост: можно ли есть постные сосиски и колбасу? Можно ли считать милостыней деньги, подаваемые пьяницам у храма?
  • Митрополит Дионисий возглавил в Даниловом монастыре празднование дня памяти основателя обители

    17 марта 2020 года в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре состоялось празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского.

  • О страхе Божием и страхах вражьих

    Что делать человеку, когда в его душу закрадывается страх? Как от него избавиться? И стоит ли говорить о своих страхах? Ответы на эти насущные вопросы дает в этой статье настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Валериан Кречетов

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт