Труды архиепископа Никифора Феотокиса, связанные со старообрядчеством

  

Окружное послание к старообрядцам

Печатается по изд.: Ответы на вопросы старообрядцев. М., 1834, с. 1-12.

 

Всем именующим себя староверами, в Славенской и Херсонской епархии обитающим, благодати небесной и просвещения к познанию истины от Господа и Спаса нашего желаем.

Рассматривая овец милосердием Божиим вверенного мне стада и по должности моей рассуждая о спасении их, вижу, что и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и яко и тыя ми подобает привести; и глас мой услышат, и будет, по словеси Христову, едино стадо, и един пастырь (Ин. 10, 16). А что вы, именующие себе староверами, те овцы есть, которые от сего двора отлучились, известно есть, и нет никакого сомнения. Но каким образом вас привести? Как в стадо паки обратить? Как склонить возмогу к тому, дабы вы мой глас услышали и более многих стад не составляли, но было бы едино истинное стадо, пасущееся на Божественной и православной пажити, пресыщающееся небесною пищею и пиющее чистое питие благочестия?

Никтоже может приити ко Мне, рече Господь, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44). Убо и вы не можете приити к свету Православия, аще благодать Божия вас не привлечет. Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3, 14), с сокрушением сердца и многими слезами моля Его милосердие, дабы послал вам благодать Свою просвещающую и Духа привлекающего, чтобы вы мой пастырский глас и отеческое увещание услышали.

Я вижу в вас то, что апостол Павел о евреях сказал: свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10, 2). Евреи по ревности отвергали веру в Господа нашего Иисуса Христа, да и сам апостол Павел по ревности гнал верующих во Христа (Гал. 1, 13-14); вы [же] по ревности удаляетесь Православной Христовой Церкви и православных христиан чуждаетесь. Они, мняще веру во Христа противну быти закону Моисееву, соблазнялись; вы, думая, что Церковь Российская переменила апостольские и отеческие предания, смущены и расточены стали. Но как ревность у евреев была не по разуму, так и ваша ревность истинного знания непричастна.

Я рода греческого, в Греции рожден, воспитан и священства удостоен; святейших патриархов, как то Константинопольского и Иерусалимского, и разных из первейших греческих архиереев видел, и чрез многое время имел с ними обращение; с преосвященными Иверскими, с многими христианами аравлянами, далматами и булгарами о их церковном чине речь имел; с начальными иноками горы Афонской и горы Синайской, кои с великим тщанием и самые церковные обряды наблюдают, многажды разговаривал; в Валахии и Молдавии пребывая, многие книги древние читал. И сего ради свидетельствую вам пред Богом и Господом нашим Иисус Христом, что ни в догматах, ни в Таинствах, ни в священных обрядах, ни в Божественном служении, ни в церковных канонах, ни в отеческих преданиях, ни в книгах церковных, ниже в учении нравственном есть какое-либо церковное различие между всеми вышеупомянутыми и россиянами, но совершенное и исправное согласие даже до иоты и точки. А все суть едино духовное тело: един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5). Все между ними согласное и сходное, без всякой разности, так что даже удивлялся я многажды величеству промысла Божия, рассуждая, что хотя толикая разность языков, толикая отменность племен и народов православных, столь великое между ними расстояние, - однако все православные согласно и единодушно, [одним и] тем же образом Богу поклоняются и слово веры проповедуют. Вы токмо одни от всех православных рознитесь в заповедях церковных так, что даже и сами между собою имеете зело важные церковные разногласия.

Я, с немалым прилежанием исследовав, кто был первый сеятель сего раздора, кто первый отлучил вас и отторгнул от святейшей нашей общей матери Апостольской и Православной Церкви, сыскал в соборе Киевском, что он был некто Мартин, образом монах, а родом и ересью армянин, который многие места прошел, в том числе и Рим, где, по-видимому, вкусил нечистоты и папских заблуждений. Наконец, около лета Господня 1150-го, в Россию пришел и объявил себя греком православным, а притом Константинопольскому патриарху сродником. Он не токмо по разным местам насеял свои еретические догматы, но издал и книгу, которую наименовал «Истина», содержащую в себе разные ереси и суеверия, например: что едино есть во Христе естество; [что] тело Его с небес снизшло; [что] тремя перстами, то есть двумя последними и первым, креститься надлежит; дважды после псалмов должно петь «Аллилуия»; ходить надлежит посолонь[1] в процессиях; [что] не должно знаменовать просфоры знамением креста; не должно почитать четвероконечного креста и иные двадесять ересей. Но когда позван был от православных архиереев, собравшихся в Киеве, и допрошен, то все свои написанные ереси изъяснил и притом признался, что он не грек, ни православный, ни патриарший сродник, но родом и ересью армянин, и с клятвою обещал всего отрещися, кроме Армянской ереси, в которой он и рожден и воспитан был. Того ради помянутые архиереи отправили его в Константинополь к патриарху Константинопольскому Луке Хризовергу[3], во времена которого, то есть в 1166 году, по повелению императора Мануила Комнина собравшийся собор судил за достойно оного Мартина огню предати. О сем синоде [Σύνοδος - греч., собор] пишет Иоанн Киннам в 6-й книге Истории и Никита Хониат в 7-й книге Истории императора Мануила Комнина[3], а рукописные деяния оного собора даже до сих пор находятся в Риме в Ватиканской библиотеке, почерком преизрядным начертанные и собственноручным подписанием епископов утвержденные, как свидетельствует очевидный свидетель Аллатий[4] в своей книге, нарицаемой «Бесперерывное Восточной и Западной Церкви согласие».

После сего льстеца были еще в Сибири в 1660 году ваши главные три учителя раскольнические, их же имена: Иосиф Астомен, армянин же, Иаков Лепихин и лжемонах Авраам Венгерский, родом жидовин, из коих первый и последний, между прочими нелепостями, противу естества и разума учили страшный и Богу прегнусный грех делать, то есть [учили] ужасному и богоненавистному самого себя сожиганию[5].

Из сего следует, что вы, будучи таких учителей учениками, не можете быть единодушны и согласны в вашем благочестии и обрядах, но противны и разногласны, подобно как строители столпа Вавилонского, составляющие разные толки. Напротив того, православные христиане, по Спасителе нашем и апостолах, имеют у себя наставников и учителей, мужей апостольских, ученейших и святейших, каковы суть: великий Афанасий, небоявленный Василий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, учением и святостью сим подобные и от вас самих почитаемые, и суть все между собою согласны и единодушны, едино и тожде о благочестии помышляя и церковного раздора никакого не имея.

Между тем и то рассуждаю, что в самом начале первого Спасительного века[6] православные христиане всегда имели училища, учителей, наставников и толкователей Писания и других мужей ученых, что особливо явствует из школы Катехетической Александрийской[7], в которой процветали мужи преславные, как-то: апостольский (муж) Пантен, Климент Александрийский[8] и прочие. Ибо знали христиане, коль великая состоит нужда в науке, чтобы проповедовать веру, побеждать язычников и нечестивых, сопротивляться обаяющим еретическим доводам, ведая, что и Сам Господь Бог наш проповедников Своей святейшей христианской веры в день Пятидесятницы, чрез излияние благодати Духа Святого, благоволил украсить и укрепить дарованием премудрости, и слыша божественного Павла, повелевающего сугубой чести сподоблять пресвитеров, паче же труждающихся в слове и учении (1 Тим. 5, 17), и говорящего, что Священное Писание может умудрить во спасение (1 Тим. 3, 15). Сего ради толикое было между христианами множество ученых мужей, что римский [император] Юлиан Отступник, будучи тронут завистью, запретил христианам не только иметь училища, но ниже приходить в оные. Почему святой Григорий Богослов, рассуждая о вреде, могущем оттуда Церкви последовать, в обличительной своей речи на сего царя лукавую оную пронырливость и хитрую вероломность сильно укорил[9].

Вы же не имеете ни училищ, ни книг, ни учителей, ни мужей ученых и искусных; следовательно, не ведаете свойственного толка Писаний, силы закона Божия, догматов и истинного богословия, правил Вселенских и Поместных соборов, установлений святых отцов, толков разных еретиков, церковной истории и всего того, что просветить может человека к различению истинного благочестия от несправедливого иноверия. Напротив того, православные христиане во всех вышеписанных как с самого начала, так и ныне преизобилуют.

К сему прибавить можно и то, что вы не имеете ни церкви, разве какой неизвестной и потаенной; ни священника, кроме какого-либо вероломного отступника, который или по бесконечной своей злости, или отлученный за злодеяния, бежавши от Православной Церкви, сыскал у вас прибежище; ниже святого мiра, разве частичку украденного, по большей части сомнительного и за великие деньги вами купленного; ниже архиерейского благословения, ни проповедания слова Божия; но всех сих духовных даров и благодати остаетесь лишены. И вы имеете глад не в хлебе, но в слове Божием, по словам пророка Амоса (8, 11). Православные же христиане не токмо бесчисленные, преукрашенные и великолепнейшие церкви имеют, но и все степени священства, весь монашеский чин, всех Таинств священнослужения, всякой благодати и Божественных даров преизобильное подаяние, Слово же Божие беспрерывно у них и чтется, и слышится, и проповедуется.

Отсюда явствует:

1. Что сатана, который под видом змия обманул праматерь нашу, тот самый ваших предков под видом ревности обольстил, притом с таким различием, что он праматери сказал: приступи и вкуси плода, и будеши бессмертною (Быт. 3, 4-5); а вашим предкам внушил, чтобы они, желая спастись, не приближались, но бегали бы Церкви Православной. Тот самый, который и во Ангела светла преображается (2 Кор. 11, 14), предков ваших от сообщения с православными под видом наблюдения «старой веры» отлучил, подобно как и евреев под видом почтения к закону Моисееву от веры в Господа нашего Иисуса Христа отчуждил.

2. Что кроме самих дел вопиющих, имеете мое свидетельство, клятвою утвержденное, которое доказывает, что между Российскою и всех православных христиан Церковью нет никакого различия. Из сего сами вы признать можете, что ревность ваша не по разуму.

3. Что такие были учители и наставники вашей секты, которых одно воспоминание приводит в стыд и срам, потому что они были армяне да евреи, кои, сыскавши простаков - предков ваших, обольстили оных, и, от прямого пути отведши, в ров погибели привели, советуя им почитать добродетелями такие дела, какие прежде творили нечестивые язычники, сынов и дочерей своих для благоугождения богам своим сожигавшие.

4. Что истину веры евангельской и предания апостольские одна Православная Церковь проповедует и тщательно соблюдает. Ибо истина едина, а ложь многоразличная быть может. Мы видим, что все православные христиане во всей вселенной едино и тожде имеют благочестие и обычай и едино есть духовное тело, по молению Господа нашего Иисуса Христа: да будут едино, якоже Мы едино есма (Ин. 17, 22). А у вас различные суть мнения, несогласия и толки не только в учении нравственном, но и в самих действиях, к Таинствам относящихся.

5. Что не только не понимаете разума Священного Писания и всего, чему православные христиане веруют и что Церковь святая содержит; но и того не ведаете, чему сами веруете. Ибо кроме преданий и бабьих басней и некиих невежд, целое христианское благочестие некиими ничтожными делами составляющих и ограничивающих, более у вас ничего не объясняется и не преподается. Когда все вы должны быть наученными, по евангельской заповеди (Ин. 6, 45), то в самом деле нет между вами ни наученного, ни в церковном учении искусного.

6. Наконец, явствует, (хотя сие не производит в вас никакого к печали и соболезнованию чувствования, однако во мне, получившем от Бога благоволение вас пасти и души ваши исправлять, рождает несказанную болезнь и сердечные воздыхания, принуждает проливать горькие слезы), что вы, будучи прежде братие наши и сочлены, ныне отторгнуты от нас и отделены. Прежде изобиловали Божественными дарованиями, а ныне удалены от всей Божественной благодати, алчущие слова Божия, жаждущие Таинств, лишенные священства, бедствующие в отпущении грехов и недостаток терпящие в благословении архиерейском. Прежде вы, будучи с нами согласны и братие наши, любовь и почтение от всех имели; а ныне почитаетесь как несогласные и отделенные, как раскольники и отступники презираемы есте.

О вас то же самое можно сказать, что Господь о некотором книжнике сказал: не далече еси от Царствия Божия (Мк. 12, 34). Ибо когда вы Таинства православных почитаете, к епископам и священникам православным честь имеете, - то для чего и к Церкви, где Таинства совершаются, [где] также [и] епископы и священники посвящаемы бывают, присоединиться не желаете? Для чего учения пастырского бегаете? Для чего к отцам духовным истинной Православной Церкви приходить не хотите?

Едина есть святая, истинная и апостольская Церковь. Она начало свое имеет во святом Сионе. Первый ее основатель - Сын Божий, строители - божественные апостолы, украсители - святые отцы. Она есть истинная и едина невеста Иисуса Христа, чистая и непорочная, такова же и ныне, какова была в самом начале, ибо врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), по непременному Господа нашего изречению. В ней единой, как во святой и духовной сени, все древние правые верования и догматы и все предания апостольские неврежденны и непременны содержатся и сохраняются. В ней, единой Православной Церкви, есть источник спасения вечного и неиссыхающие потоки всех даров Духа Святого.

Сего ради, чадца (глаголю бо вам словами божественного Павла), имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19), придите, отеческим и пастырским гласом вас призываю; придите, обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил (Зах. 1, 3); приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33, 6). Се, отверзаю вам врата церковные, уготовляю святилище, предлагаю Тайны, обещаю духовную благодать и пастырское благословение. Придите, я имею отверстые объятия, да обниму вас с отеческим сердцем в веселии духа; ожидаю вас - не отлагайте времени обращения под различными видами, ниже начальникам вашим, буде они вам воспрепятствуют, повинуйтеся. Ибо они, о собственных прибытках, пользе и тщетной славе стараясь, не хотят попустить, чтобы вы к свету Православия приступили. Обратитеся без отлагательства к святой матери нашей Церкви. А я, не косня, после вашего обращения, как сынов возлюбленных восприиму, как уды Христовы облобыжу, прочим православным братиям присоединю, священников вам определю, церкви иметь дозволю; а что еще более, все священники будут вам скоры, чтобы совершать священная, и все церкви вам отверсты, а, наконец, будете от всех православных христиан любимцы и почитаемы, от меня всегда защищаемы и одобряемы, от Бога милосердого возлюблены и Божественною Его благодатию обогащаемы. Придите убо, приступите - сей глас смиренного вашего пастыря и архиерея вы должны разуметь не так, как глас человеческий, но как глас всемогущего Бога, которым  [Он] вас зовет, как некогда с небес Павла - первее гонителя Церкви, а потом апостола языков - призвав. Сей глас, мною произнесенный, мою исполняет должность, а вами услышанный, дарует вечное спасение. Но как я, если бы такого гласа не произнес, должен бы был Богу Судии в страшный оный день, в которой все будем судимы, дать ответ; так и вы должны будете за оное отвечать, когда явимся пред страшный Его Престол. Посему вы сие моего пастырского гласа отеческое призывание слушать должны, а не презирать. Ибо, если вы оное услышите, услышите Бога, по слову Единородного Его Сына: Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя (Лк. 10, 16).


 

[1] Так же, как движется солнце, с востока на запад.

[2] Патриарх Константинопольский в 1157-1169 гг.

[3] Иоанн Киннам (XII в.) - византийский хронист; Никита Хониат (сер. ХII - 1213) - византийский писатель, историк.

В указ. изд. «Окружного послания» следует примечание: «По поводу некоторых возражений на сие место извещаем читателя, что нет нужды доказывать достоверность указаний, сделанных на писателей Византийской истории и на Алляциа [см. далее]. Главная сила состоит в упомянутом собором деянии, которое подтверждается важными обстоятельствами, известными в нашей Церкви. Зри рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве на еретика Мартина, и прочее, печатанное при Святейшем Синоде в 1804 году».

[4] Лев Алляций (1586-1669) - латинский писатель, родом грек.

[5] См. Розыск, ч. 3, гл. 8, ст. 2. [Прим. издателя.]

«Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодные»  - книга, написанная св. Димитрием Ростовским, содержащая исследование о раскольниках брынских.

[6] В самом начале христианского летосчисления.

[7] Александрийская Катехизическая школа - первая высшая христианская школа.

[8] Пантен - пресвитер, руководитель знаменитой Александрийской школы около 180-190-х гг.; он не мог видеть апостолов, но учился у мужей апостольских (непосредственных преемников апостолов). Учитель Климента Александрийского, который видел в нем совершеннейший идеал христианского учителя и относился к нему с большим почтением и любовью; проповедовал Евангелие восточным народам и доходил даже до Индии. Климент Александрийский - пресвитер, преемник Пантена по руководству Александрийской школой (ок. 200-203 гг.), автор апологетических, полемических, догматических, экзегетических и др. сочинений.

[9] Имеются в виду два обличительных Слова свт. Григория Богослова против Юлиана.

  

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • «Eсть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом»

    29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

  • Пост – это прежде всего отчуждение от зла
    На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий Ольховой. Почему люди высказываются против богослужения, которое ведется на русском языке? Как правильно питаться в пост: можно ли есть постные сосиски и колбасу? Можно ли считать милостыней деньги, подаваемые пьяницам у храма?
  • Митрополит Дионисий возглавил в Даниловом монастыре празднование дня памяти основателя обители

    17 марта 2020 года в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре состоялось празднование дня памяти благоверного князя Даниила Московского.

  • О страхе Божием и страхах вражьих

    Что делать человеку, когда в его душу закрадывается страх? Как от него избавиться? И стоит ли говорить о своих страхах? Ответы на эти насущные вопросы дает в этой статье настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Валериан Кречетов

Еще по теме

Рассылка новостей

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт