Матерь Господа Вышняго

На протяжении двадцати веков все концы мира достойно и праведно немолчными гласы величают Пречистую Матерь Божию, превознося Ее как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим и ублажают Ее как Заступницу рода христианского.

  Тайна Боговоплощения

С древнейших времен Церковь называет Пресвятую Деву Марию священным именем Богородица. "В этом имени, - говорит преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), - заключена вся тайна Воплощения". Все Божественное промышление, все домостроительство Божие о мире, как в одной точке, соединилось в Пречистой Деве Богородице и расцвело из Нее цветом нашего спасения. Начало же этому домостроительству было положено еще в раю.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, был предназначен для блаженной райской жизни, для участия в Божественной вечности. Но первые люди, прельщенные лукавым змием-искусителем, нарушили заповедь Божию, совершили грех преслушания. Вследствие этого они лишились благодатного общения с Богом, были изгнаны из страны жизни и вместо рая получили жизнь временную, а вместе с ней - тление и смерть. И вот уже тогда Всемилостивый Бог благоволил в погибающее человечество посеять семя жизни и спасения. Изгоняя согрешивших Адама и Еву из рая, Господь сказал змию-искусителю: "Вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем тоя. Той твою сотрет главу" (Быт. 3, 15).

Протекали годы, века, тысячелетия, потомки Адама все дальше удалялись от Бога и все больше подпадали под власть "закона греховного" (Рим. 7, 23). Все стали предпочитать землю небу, и не оставалось никакой надежды на спасение. Вот как об этом бедствии рода человеческого говорили ветхозаветные пророки: "Несть праведен никтоже; несть разумеваяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благостыню, несть даже до единаго... Несть страха Божия пред очима их" (Рим. 3, 10-18). Ни естественный закон, ни закон Богооткровенный, ни вещание посланников Божиих - пророков, не в силах были уврачевать язву человеческую. Уврачевать ее мог только Тот, Кто сотворил человека и Кем все существует - Триипостасный Бог. И вот, когда "семя зла" достигло своих крайних пределов, тогда Премудрый и Милостивый Бог избирает чистейший сосуд из нашего естества, украшает его словно великолепный храм и Сам вселяется в него, чтобы прославить обесславленное в Адаме наше естество и примирить человечество с Небесным Отцом. Творец Адама сделался новым Адамом, чтобы спасти древнего. Этому-то величайшему таинству Воплощения Сына и Слова Божия и послужила Пречистая Дева Мария, родившая Спасителя мира, Господа Иисуса Христа.

Непостижим образ Рождества Христова. Ум ангельский и человеческий ужасается, - восклицает песнописец, - како Бога небеснаго, ложеснами[2] объемши, воплотила еси? Како, Младенца рождши, яко Сына на руку носиши, Егоже ужасается тварь и трепещут горнии престоли?[3] О рождении Господа Иисуса Христа Пречистой Девой задолго до этого события предвозвестил пророк Исаия известными всем христианам словами: "Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо[4]: с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14). В Своем неизреченном рождестве Мария пребыла Девой; Она осталась навсегда Девой и по рождестве - "умом и душой и телом приснодевствующая"[5], как говорит о Ней преподобный Иоанн Дамаскин. 

Девственность - это не просто физическое состояние; это, прежде всего, особенный внутренний строй души. Это свобода от греховных страстей, от всяких себялюбивых желаний, от любого рассеяния ума и сердца, от власти помыслов, "неудобопревратность ко злу", по выражению того же святого отца; это духовная целостность и чистота, всецелое обращение к Господу, полное посвящение Себя, всей Своей жизни, Богу. Пресвятая Дева Мария превзошла в этих добродетелях всех от века праведников.

Святые отцы Православной Церкви не находят довольно слов для того, чтобы показать Ее совершенство. "В мире нет ничего такого, - говорит святой Прокл, архиепископ Константинопольский (V в.), - что могло бы сравниться с Богородицею Мариею... Кого вся тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой". Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный[6] пети Тя, Богородице... - восклицает святой Косма Маиумский (VIII в)[7].

Чтобы описать достоинства Пресвятой Богородицы и различные тайны, получившие в Ней свое исполнение, святые отцы и церковные песнотворцы используют многие прообразы и пророчества из Священного Писания. Так, лествица Иакова (см.: Быт. 28, 10-17), утвержденная от земли к высоте небесной[8], прообразовала сошествие Сына Божия, Владыки неба и земли, во чрево Пречистой Девы. Богоматерь и Сама есть неизреченная и преизрядная лествица Иакова, сочетавшая небо и землю и возводящая грешников от бездны зла путем покаяния к чертогам небесным[9]. Приснодевство Марии, Неискусобрачной Невесты, некогда прообразовали купина[10] неопалимая, которую видел пророк Моисей в Хориве[11] (Исх. 3, 2-6), и разделившиеся воды Чермного моря (Исх. 14). Ветхозаветная скиния и ее принадлежности: Кивот (Ковчег) Завета, скрижали[12] Завета, стамна[13] с манной, трапеза[14] с хлебами предложения, также указывают на Богоматерь; они говорят о том, что  Пресвятая Дева Мария стала истинным храмом и обиталищем Божества (см.: Исх. гл. 40; 16, 28-34; и др.). Жезл Ааронов, процветший без напоения (см.: Числ. 17), предзнаменовал Пресвятую Деву, безмужно и бессеменно родившую Цвет живоносный[15] - Христа. Руно орошенное Гедеона[16] (см.: Суд. 6, 36-40) прообразовало  воплощение Сына Божия от Девы Марии; оно также указывает на преизобильную благодать молитв Божией Матери, как бы орошающую верных. Пречистая Богородица именуется корнем Иессеевым[17] (Ис. 11, 1), от которого произросло Древо жизни - Христос; светозарной клещей, носившей Божественный Угль[18] - Иисуса Христа, Который не опалил Ее, но лишь просветил (см.: Ис. 6, 6-7); горой несекомой[19], от которой отсекся без помощи рук, или девственно родился, Краеугольный Камень - Христос (см.: Дан. 2, 34); свитком[20], на котором написалось живое Слово Отчее (см.: Ис. 8, 1-4)[21]. Ее называют также ложницей Божией[22] (см.: Песн. п. 1, 3), горой приосененной[23] (см.: Авв. 3, 3), дверью Богопроходной[24] (см.: Иез. 44, 1-2), пречистым храмом вечного Слова[25], и многими иными именами.

Всесвятая, Всепречистая, Всенепорочная Приснодева Богородица была украшена высочайшими добродетелями и вместила в Себя всю полноту благодати Святого Духа. Матерь Света незаходимого, чистейшая светлостей солнечных, Храм и Свещница Трисолнечного Света, Она сияла светом смиренномудрия и Божественной благодати. Святитель Амвросий Медиоланский (IV в.), основываясь на древнем предании, так писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою. Смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: движения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты".

Церковь именует Пресвятую Деву Благодатной, то есть обретшей особую благодать у Бога (см. Лк. 1, 30), причастной благодати больше, чем все творения Божии. Так впервые обратился к Ней Архангел Гавриил, принесший на землю радость Благовещения (Лк. 1, 28). Мария называется также Благословенной в женах (Лк. 1; 28, 42), единой от всех родов избранной, благословенной - ибо Она, святейшая святых Ангелов и всех святых угодников Божиих, единственная из людей удостоилась столь высокого Божественного избрания - быть Матерью Воплотившегося Бога.

Но это всепревосходящее достоинство Богоматери не выделяет Ее из остального человечества, не отделяет от всех Ее прародителей и собратьев, святых или грешников. Всенепорочная Матерь Спасителя нашего, как и все люди, родилась под законом первородного греха и несла вместе со всеми общую отвественность за грехопадение. Однако грех никогда не осуществился в Ее личности. Она пребыла без греха под всеобщей властью греха, осталась чистой от всякого соблазна в человечестве, порабощенном князю мира сего. Матерь Божия жила среди нас, знала искушения и скорби, испытала все тяжести временной жизни. Она многими добродетелями снискала благодать у Бога, и Дух Святой, сошедший на Нее, сделал Ее способной вместить в Себя Невместимого. Она и Матерь Божия, и человек, и все это роднит нас с Ней, приближает Ее к нам, делает нашей близкой ходатаицей, нас понимающей и к нам снисходящей.

На земле Пресвятая Богородица пребывала в бедности и неизвестности, сохраняя "в добром и благом сердце" (см.: Лк. 8, 15) слова о Христе. Она так же, как и все мы, несла Свой крест скорбей, но тяжесть этого креста может сравниться лишь с высотой Ее святости и призвания.

Крест есть отдача, жертва, страдания, но также слава, торжество и победа - победа над законом смерти и тления, царствующих в нашем падшем мире. Одним из проявлений крестной славы является непреложный закон, согласно которому всякий человек, отдающий Богу самое дорогое, непременно получает от Бога обратно то, что он отдал Ему, только необыкновенно преображенным и приумноженным. Этот закон не мог не исполниться в отношении Той, Которая со смирением и покорностью приняла от Бога единственный в мире крест Богоматеринства. Ей, претерпевшей у Креста Своего Сына невиданную скорбь, дано было возрадоваться о возстании Рождества Своего. На Богоматери исполнилось и слово Господа: "...всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит" (Мф. 19, 29). Матерь распятого Господа получила воистину во сто крат: Она стала Матерью всех, за кого пострадал, умер и воскрес Ее Божественный Сын - то есть всех верующих в Него.

Конец земной жизни Пресвятой Богородицы был началом Ее величия. Гроб и умерщвление не могли удержать[26] Пречистую Матерь Жизнодателя Христа. В Своем телесном воскресении, предварившем всеобщее воскресение мертвых, Она явила миру свидетельство того, что смерть действительно побеждена и нам дарована вечная жизнь Ее Божественным Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим (см.: Рим. 5, 21). По древнему благочестивому преданию, восходящему к святым апостолам, Божия Матерь была вознесена с телом на небо.

Преукрашенная Божественною славою[27], Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда, и в будущем веке одесную Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (см.: Мф. 5, 19). Лицом к лицу предстоя пред Престолом Божиим, Всемилостивая Владычица немолчно молится о спасении, благословении и ограждении достояния Его. Ей дана особая власть ходатайствовать пред Богом о человечестве. Обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем святым Ангелам  и Архангелам, святая Церковь говорит им: молите Бога о нас; молясь же Богоматери, она употребляет слова: спаси нас. Эти слова означают просьбу к Владычице Богородице об Ее молитвенном предстательстве ко Спасителю нашему, о помощи на нашем крестном пути ко спасению, в нашем личном подвиге веры и жизни в Церкви, через который мы все призваны стать истинными чадами Божиими.


[2] Ложесна - чрево, утроба.

[3] Ужасается ум ангельский и человеческий: как Ты воплотила Бога Небесного, вместив Его в Своем чреве? Как, родив Младенца, носишь на руках, как Сына, Того, перед Которым ужасается вся тварь и трепещут горние престолы? - Канон в честь явления Казанской иконы Богоматери, песнь 8-я.

Здесь и далее курсивом выделены слова и цитаты из богослужений, иногда без ссылок - как обычные, часто встречающиеся.

[4] Еже сказаемо - что значит.

[5] Присно - всегда.

[6] Премирный - горний; здесь (ум) ангельский.

[7]  Канон на Успение, ирмос 9-й песни.

[8] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее "Споручница грешных", песнь 4-я, тропарь на "Слава".

[9] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Державной, седален.

[10] Купина - куст.

[11] Хорив - группа гор в Аравийской пустыне, на Синайской полуострове. Синай - одна из гор этой группы. Здесь Господь через Моисея изрек Израилю Закон (Исх. 19; 3, 11, 18 и др.). В настоящее время на одной из вершин Синая расположен православный монастырь во имя святой великомученицы Екатерины.

[12] Скрижаль - плита, доска. Скрижали Завета - заповеди, написанные на каменных плитах, данные Моисею.

[13] Стамна - сосуд. 

[14] Трапеза - стол.

[15] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее "Споручница грешных", песнь 3-я, тропарь на "Слава".

[16] Гедеон - один из судей израильского народа. Он прославился тем, что с малым войском, при помощи Божией, избавил свой народ от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Когда Господь через Ангела повелел ему собрать войско против неприятеля, он просил дать ему знамение: если роса будет только на стриженной шерсти (руне), расстеленной им на земле, а на всей земле будет сухо, то действительно через него Господь спасет народ израильский. Молитва Гедеона была услышана. Наутро, оцеживая руно, покрытое росой, Гедеон принес полную чашу воды.

[17] См., например: Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской, песнь 8-я, тропарь на "Слава".

[18] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее "Споручница грешных", песнь 7-я, тропарь на "Слава".

[19] См.: Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее "Всех скорбящих Радость", 2-й тропарь 1-й песни.

[20] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее "Споручница грешных", песнь 6-я, тропарь на "Слава".

[21] "Что повелено было написать в сем свитке, - толкует это пророчество святитель Василий Великий, - то, приблизившись к Пророчице, увидел сбывшимся". Пророчицей же именуется здесь Приснодева Мария, "к Которой приступил Исаия чрез приближение познанием" и Которая поистине может именоваться Пророчицей - ибо "Дух Господень сошел на Нее и сила Вышнего осенила Ее".  Родившийся от Нее, Слово Отчее, принял силу Дамаскову (верующих от язычников) и корысти Самарийские (уверовавших от иудеев).

[22] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской, песнь 7-я, тропарь на "И ныне".

Ложница - опочивальня.

[23] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Донской, песнь 3-я, на "И ныне".

[24] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской, 1-й тропарь 9-й песни.

[25] Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Иверской, песнь 6-я, на "И ныне".

[26] Кондак Успению.

[27] Канон на Успение, ирмос 1-й песни. 

Интернет-журнал "Прихожанин"

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт