Храмы Данилова монастыря в 1920-е – начале 1930-х годов

Статья московского историка и краеведа, заведующего кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, кандидата исторических наук Владимира Фотиевича Козлова посвящена трагической истории храмов Данилова монастыря в первые послереволюционные годы.

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года монастыри, как юридические институты, были ликвидированы, в них были образованы религиозные приходские общины. Тем не менее, большая часть обителей, несмотря на конфискацию находившихся в них хозяйственных помещений, сохраняла традиционный уклад. Во многих московских обителях по-прежнему проживали монахи, вошедшие в состав новых приходских советов.

Церковь Воскресения Словущего (слева) и Данилов монастырь. Вид с юго-востока с противоположного берега Москвы реки. Фото начала XX века20 февраля 1919 года по договору с Моссоветом за общиной верующих, образовавшейся в Даниловом монастыре, были закреплены храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, Троицкий собор, колокольня с церковью преподобного Симеона Столпника и часовня на Большой Тульской улице. Община верующих, насчитывавшая более 1100 человек во главе с епископом Феодором (Поздеевским), решительно отвергла обновленчество и оставалась «на принципах православно-христианского вероучения, основанного на канонах Вселенских Соборов и учении отцов Церкви... следуя по стопам наших отцов и дедов и не связывая свою судьбу ни с какими новыми течениями в церковной организации».

Клир общины был сформирован из монахов монастыря, в числе которых были епископ Феодор, архимандриты Георгий (Лавров), Стефан (Сафонов), Поликарп (Соловьев).

Существование Даниловской общины в 1920-е годы - это постоянная борьба за сохранение монастырских храмов и святынь, традиционного монашеского уклада. 3 апреля 1922 года из Даниловой обители, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, по распоряжению властей было вывезено 22 пуда 32 фунта серебряных предметов. Вывозили  ризы, сосуды, церковную утварь.

Святые врата Данилова монастыря с надвратной церковью во имя преп. Симеона Столпника и колокольней. Фото 1905 годаПервым в монастыре был закрыт находившийся под колокольней храм преподобного Симеона Столпника. В начале 1920-х годов богослужения в этом храме уже не совершались, а в 1922-1923 годах отсюда была вывезена часть церковного имущества. Храм закрыли, по-видимому, в апреле 1923 года. В 1928 году его помещение было занято под детскую площадку. Продолжительность колокольного звона в 1925 году милиция ограничила лишь несколькими минутами. Не ранее 1926 года была закрыта и монастырская часовня на Большой Тульской улице, находившаяся в ведении общины. Районное начальство предполагало приспособить её под торговое помещение.

К концу 1929 года были закрыты почти все соборы и храмы бывших московских монастырей.

Троицкий собор и надкладезная часовня. 1920-е годы19 октября 1929 года Троицкий собор Данилова монастыря постановлением Мособлисполкома был закрыт и передан «Союзхлебу» под склад муки, а 29 октября верующие были вынуждены передать храмовые ключи представителям властей. В октябре-декабре 1929 года на склады госфондов и финансового отдела из закрытого собора были вывезены 3 иконостаса, десятки подсвечников, хоругви, 14 ящиков парчовых изделий. В Музейный фонд были переданы иконы святого князя Даниила начала XIX века и Святой Троицы XVII века.

В ноябре 1929 года из закрытого Покровского храма в храм Воскресения Словущего, что за Даниловым монастырем, были переданы около 70 икон, более 70 парчовых предметов, 2 митры, 3 архиерейских жезла, Евангелия, потиры, подсвечники и лампады. По-видимому, часть церковного имущества Троицкого собора попала в действующий храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов - последний храм, находившийся еще в ведении общины. Во всех документах 1929-1930 годов храм этот называется Покровским. Видимо, общине выделили только нижний, тёплый Покровский храм и в конце 1929 года зарегистрировали общину под названием «религиозное общество верующих православного храма Покрова». Деятельность общины простиралась преимущественно на район Данилова монастыря, Замоскворечья, Нижних и Верхних Котлов.

Собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 1920-е годыОднако уже в конце 1929 года власти делали попытки ликвидировать последний монастырский храм. В начале 1930 года начали ходить слухи не только о закрытии, но даже и о сносе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Обсуждение этого вопроса состоялось и в Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) 21 января 1930 года. Реставраторы и музейщики приняли следующее решение: «Ввиду того, что здание Семи Вселенских Соборов, подвергавшееся неоднократным переделкам, утратило значительную часть своей историко-художественной ценности, подтвердить возможность его разборки. До ликвидации необходимо произвести фиксацию и обмеры здания».

Действительно, вскоре, 25 февраля 1930 года, Мособлисполком и президиум Моссовета принимают решение (протокол №55) о закрытии и сносе храма: «Принимая во внимание, что вся территория б. Даниловского монастыря-кладбища разбивается под общественный парк и что по проекту планировки парка необходимо снести имеющуюся там церковь Покрова...».

4 марта 1930 года об этом решении было объявлено общине верующих, которая отправила жалобу во ВЦИК, однако в ноябре 1930 года президиум высшего исполнительного органа власти отклонил просьбу верующих о пересмотре постановления московских властей.

Однако еще до принятия этого решения началось фактическое разграбление храма и подготовка его к разборке.

В сентябре-октябре 1930 года были закончены работы реставраторов по выемке изразцов с барельефными фигурами евангелистов из стен храма. В октябре 1930 года в Музейный отдел МОНО (Московского отдела народного образования) были переданы из храма более 50 предметов, имеющих историко-художественное значение: в том числе кресты напрестольные, XVII-XIX веков, Царские врата XVII века, около 20 икон (в основном XVII века), плащаница 1774 года, церковная утварь и другие предметы.

6 октября 1930 года ключи от монастырских зданий община должна была передать властям, а сама перешла с небольшой частью имущества в остававшийся действующим храм Воскресения Словущего за Даниловым монастырем. Этот храм был закрыт в начале 1933 года, и почти всё бывшее в нём церковное имущество пошло на утилизацию через хозотдел ОГПУ.

В июне 1933 года сотрудник ЦГРМ В.С. Попов обследовал бывший Данилов монастырь, занятый к тому времени пунктом для беспризорных детей. Вот в каком состоянии находились тогда храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и Троицкий собор: «В настоящее время [1933 г.] глава основного здания и верхняя церковь 1752 года разобраны, и часть окон основного здания с наличниками XVII века растесаны, и здание занято изолятором. Троицкий собор 1830-х гг. занят жильем: портики с колоннами с южной и северной и западной сторон разобраны. Предполагается окончательная переделка здания...» (Протоколы ЦГРМ за 1933 г.).

Решением реставраторов была признана необходимость в проведении обследования «Седмивселенского собора» [так реставраторы именуют храм Святых Отцов Семи Вселенский Соборов], а при разборке Троицкого собора [видимо, было принято и такое решение - В.К.] «считать необходимым производство фотофиксации и обмеров». Тогда же присутствующие высказались против действий, направленных на разрушение надвратной церкви и за сохранение стен и башен монастыря.

К счастью, храмы и собор, хотя они и были изуродованы сносом куполов, главок и перестройками, сохранились.

Источники

1. ЦМАМ (Центральный муниципальный архив Москвы), ф. Р-1, оп. 1, д. 16 (Протоколы ЦГРМ за 1933 г.), л. 43-47 (Протокол ЦГРМ №21-715 от 7 июня 1933 года).

2. ЦМАМ, ф. Р-1, оп. 1, д. 13, л. 112 (Протокол ЦГРМ №39/579 от 8 октября 1930 г.).

3. ЦМАМ, ф. Р-1, оп. 1, д. 13, л. 6-8 (Протокол ЦГРМ №3/543 от 21 января 1930 г.).

4. ЦГАМО (Центральный государственный архив Московской области), ф. 4570, оп. 1, д. 3 (Материалы по регистрации церкви Воскресения [Словущего] за Даниловым монастырем.).

5. Козлов В.Ф. Дело № 121 «группы верующих при Даниловом монастыре». Обитель святого благоверного князя Даниила и другие московские монастыри в 1920-е годы по архивам Московской милиции // Даниловский благовестник. Вып. 9, 1998, с. 48-62.

6. ЦМАМ, ф. Р-1215 (Административный отдел Моссовета), оп. 3, д. 30.

В.Ф. Козлов. 2000 г. 

Комментарии   

 
+3 # Церковь на Позняках 12.05.2009 02:59
Дивны дела Твои, Господи!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Интернет-журнал "Прихожанин"

  • Матильда бедная
    Свершилось! Сам министр культуры России сурово насупил брови и выступил на защиту! Или, наоборот, на обличение и заклеймение?.. Попробуем, однако, разобраться.
  • «Исполнение Божиих заповедей не может помешать никакой иной деятельности»

    12 сентября 2017 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724)

  • Рождество Пресвятой Богородицы

    Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды,

  • По стопам Пресвятой Богородицы

    Паломник на Святой Земле стремится увидеть все святыни, посетить все храмы. Конечно же, православный человек не забудет поклониться Гробу Господнему, пройти по Виа Долороса Крестным путем, которым шел Господь, посетить Гефсиманский сад… Но нередко в спешке, стремясь охватить как можно больше, нет-нет, да и упустишь что-то важное, а потом, вернувшись на родину, начнешь сожалеть: «Как я мог об этом забыть!..».

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт