О начале Данилова монастыря

Автор статьи, священник Александр Дубинин, размышляет о сложных вопросах начального периода истории древнейшей московской иноческой обители, основанной святым благоверным князем Даниилом.

Данилов монастырь - древнейший из монастырей, расположенных в границах современной Москвы. Он был основан святым благоверным князем Московским Даниилом (1262-1303) в трудное для Руси время. В 1237-1240 годах монголо-татарские полчища разоряли русские веси и города. Разграблению и опустошению подвергались и монастыри[1]. Так, Лаврентьевская летопись, повествующая о разорении Москвы Батыем, упоминает иноческие обители. «Град и церкви святыя, - сообщает древнерусский летописец, - огневи предаша, и монастыри все и села пожгоша»[2].

Вместе с тем язычники монголы, завоевавшие многие страны и создавшие огромную империю, были веротерпимы и даже поощряли религиозные верования покоренных ими народов. Так было и на Руси: после ее завоевания храмы, духовенство и церковные люди были освобождены от податей, пошлин, трудовых повинностей, охранялась их неприкосновенность и неприкосновенность веры, богослужения, законов и имущества Русской Церкви. По ярлыку хана Менгу-Темира, данного им в 1266-67 году митрополиту Кириллу II, всякий, «кто веру их (русских) похулит или ругается, тот ничем не извинится и умрет злою смертью... Что в законе их иконы и книги или иное что, по чему Бога молят, того да не емлют, ни издерут, ни испортят...»[3]. Поэтому разоренные во время нашествия монастыри могли беспрепятственно отстраиваться заново и населяться иноками. Строились и новые обители.

Точная дата основания Данилова монастыря неизвестна. Древнейшие летописи, повествующие о раннемосковском периоде отечественной истории, ничего не говорят об основании князем Даниилом монастыря. Лаврентьевская летопись сообщает лишь о предсмертном постриге и кончине святого князя. Согласно этому древнему источнику, святой благоверный князь Даниил Александрович скончался «на Москве в своей отчине в чернецехь и в схиме»[4]. Летопись Троицкая также не содержит записи об основании Данилова монастыря, сообщая лишь о кончине и о месте погребения князя Даниила[5]. О существовании Данилова монастыря и архимандрии при нем сообщает Симеоновская летопись. Летописец, повествуя о переводе даниловской архимандрии в Кремль в 1330 году, добавляет, основываясь на местном предании: «Глаголют же неции от древних старец, яко первее бе князь Данило Александрович сию архимандритью имяше у святого Данила за рекою, яко в свое имя церкви той поставленной сущи»[6].

В исторической литературе высказывались различные мнения по вопросу о времени основания монастыря. Большинство историков полагает, что монастырь возник в первое десятилетие княжения святого Даниила - в период с 1272 до 1282 года. К этому периоду основание монастыря относят архимандрит Амвросий (Орнатский)[7], архимандрит Амфилохий (Казанский-Сергиевский)[8], архимандрит Дионисий (Виноградов), А. Ратшин[9], Л. Денисов[10].

Архимандрит Дионисий (Виноградов) так писал об основании монастыря: «Он (святой Даниил), переселясь в Москву, первым делом устроил деревянную церковь во славу Преображения Господня на Боровицком холме, в Бору, на месте хижины отшельника Вукола (ныне в Кремле церковь Спас-Бор). За этим первым церковным его делом последовали новые, более крупные дела, как-то: 1). Он основал в зарецком участке на берегу реки Москвы, в пяти верстах от Кремля, монастырь мужской, а в нем прежде всего церковь во имя преподобного отца нашего Даниила Столпника (память 11/24 декабря) - своего Ангела, и его покровительству посвятил устрояемый им монастырь, наименовав его Даниловским, основание которого не могло быть ранее 1272 года, но и едва ли позднее 1282 года...»[11].

Некоторые историки высказывали мнение о более позднем времени основания монастыря. П. М. Строев считал, что это произошло в начале XIV века[12]. Современный исследователь В. А. Кучкин полагает, что Данилов монастырь был основан в 1298-1299 годах[13].

В пользу традиционного мнения, согласно которому князь Даниил основал Данилов монастырь в ранний период своей деятельности, говорит то исключительно большое значение, которое по историческим свидетельствам и церковному преданию имели монастыри в жизни Древней Руси.

Начиная со времени преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (†1074), многие миряне имели своими духовными отцами монахов. Игумены монастырей часто были духовниками князей, бояр и членов их семей[14]. Архимандриты и игумены монастырей пользовались большим уважением. Они были советниками князей и в государственных делах. Князья приглашали их к себе при составлении договоров, посылали друг ко другу для заключения мира. В монастырях князья и их родственники молились, говели, наиболее благочестивые из них принимали постриг. Если позволяло общественное положение и обстоятельства, то постригались, не дожидаясь старости или смертельной болезни. Великие и удельные князья, не имевшие возможности сложить с себя бремя своего служения, обычно принимали постриг перед смертью, хотя «Киево-Печерский патерик» и осуждал злоупотребления предсмертным постригом[15].

 В столицах удельных княжеств и в крупных городах в то время находилось по нескольку монастырей. Так, в Киеве было 18 монастырей, в Новгороде - 17, во Владимире Суздальском - 5, в Смоленске - 8, в Галиче - 5[16]. Ктиторами многих монастырей являлись сами князья. Во Владимире, например, все монастыри были основаны князьями одной династии - предками и ближайшими родственниками святого Даниила.

 Владимирские и суздальские князья славились глубоким благочестием, которое было их коренной, родовой чертой. Отец князя Даниила, святой Александр Невский, непрестанно занятый трудами по защите Отечества, известен и как основатель Суздальского Александровского монастыря, «Большой Лавры». Дед его, великий князь Ярослав Всеволодович, в летописях именуется «просветителем Корелии», крестившим «мало не вся люди»[17]. Прадед, великий князь Всеволод Большое Гнездо, в одном только Владимире построил Рождественский монастырь - «Великую Архимандрию», и Успенский Княгинин монастырь[18]. Трудно представить, чтобы сам князь Даниил, принадлежавший к тому же роду благочестивых князей, с ранней юности окруженный мудрыми советниками и обладавший глубоким личным благочестием, управлял княжеством в течение 25-30 лет, не имея в своей столице ни одного монастыря.

 В пользу мнения о раннем основании монастыря приведем еще одно соображение, высказанное архимандритом Дионисием. Святой князь Даниил, согласно «Степенной книге», завещал похоронить себя на братском кладбище среди могил почившей братии, что предполагает наличие достаточно заметного кладбища, на котором уже в течение 25-30 лет хоронили монахов.

Большая часть монастырей во второй половине XIII века была основана внутри городов, за крепостными стенами, в условиях относительной безопасности. Данилов же монастырь был построен за городом, вне стен Кремля, на расстоянии примерно 4-5 верст от него. Распространено мнение, что Данилов монастырь был основан как «сторож» - то есть как крепость, оборонявшая Москву с юга. Однако вряд ли это мнение справедливо.

«В нашей литературе, - пишет академик М. Н. Тихомиров, - расположение монастырей вокруг города иногда ставится в зависимость от обороны города. Симонов, Донской, Новодевичий монастыри будто были укрепленными фортами на окраинах города. Такое наблюдение находит оправдание в действительности XVI-XVII веков, когда эти монастыри были окружены мощными стенами. Наоборот, в конце XIII - XV веках монастыри возникали в более безопасных местах. Татарские набеги обычно делались с юга, и на этих местах не возникло ни одного монастыря, а исключение - старый Данилов - даже запустел»[19].

Данилов монастырь так и не получил мощных стен, сравнимых со стенами упомянутых М. Н. Тихомировым монастырей. Даже в первой трети XVII века, в 1625-1630 годах, когда еще свежи были воспоминания о Смутном времени и не миновала опасность набегов крымских татар, монастырь, согласно писцовым книгам, с двух сторон был обнесен деревянными стенами, а с двух других сторон - плетнем. Даже если предположить, что имеется в виду плетень, особым образом устроенный[20], оборонительные возможности монастыря вряд ли можно признать значительными.

Во второй половине XIII - начале ХIV века монастыри основывались за городом по другим причинам. И в то опасное время были подвижники, которые уходили из городов в поисках пустынного жития. Уходили они чаще всего в необжитые места, расположенные к северу от Москвы. Например, в середине XIII века преподобный Антоний Дымский основал монастырь в 15 верстах от Тихвина (Антониево-Дымский монастырь). В 1316 году преподобный Кирилл Челмогорский основал обитель в 45 верстах от Каргополя (Кирилло-Челмогорская пустынь).

Святой князь Даниил также мог стремиться к тихой жизни вдали от житейского шума и суеты. Однако вряд ли это было главным: Даниловский монастырь основал князь, а не монах, обитель была ктиторской, и в ней даже была учреждена архимандрия. Нам представляется, что место для монастыря было выбрано по иным мотивам. Обратимся к более ранней истории.

Вотчиной отца князя Даниила, святого Александра Невского, был город Переславль-Залесский. Недалеко от города возвышается гора, именуемая «Александровой» - по имени святого князя. На этой горе находился «небольшой монастырь, окруженный стенами с шестью башнями, который также назывался "Александров", и кладбище», а также, по народному преданию, и загородный терем святого Александра[21]. Налицо полная аналогия с даниловской топонимикой.

Великий князь Александр, так же как его отец великий князь Ярослав Всеволодович, при княжении в Новгороде жил в Городище - загородной резиденции новгородских князей. В самой резиденции находилась церковь Благовещения, а поблизости были загородные княжеские монастыри - Спас-Нередица и Юрьев, в котором пребывал новгородский архимандрит. Правда, Юрьев монастырь располагался на другом берегу реки Волхова.

Другой великий князь из того же рода - святой Андрей Боголюбский - также устроил в Боголюбове под Владимиром свою резиденцию с монастырем. Была загородная резиденция и у его отца, великого князя Юрия Долгорукого - в четырех верстах от Суздаля, в Кидекше[22]. Там он построил Борисоглебский монастырь[23].

Можно предположить, что и Данилов монастырь располагался рядом с загородной резиденцией князя Даниила. На это указывает также размещение в монастыре архимандрии. Архимандрит, один из ближайших советников князя, жил обычно рядом с князем. Так было во Владимире, где «Великая архимандрия» размещалась рядом с княжим двором. Позже и Иоанн Калита, обосновавшись в Московском Кремле, перевел архимандрию из Данилова монастыря в Кремль с тем, чтобы всегда иметь ее «в дозоре», то есть в непосредственной близости.

Археологические исследования, проводившиеся в конце 1980-х на территории Данилова монастыря и близ него, показали, что первые поселения в Даниловской местности относятся к X веку. В ХIII веке эта местность уже была хорошо обжита - как никакие другие земли по берегам Москвы-реки. По свидетельствам, относящимся к следующему веку, княжеские села находились именно в этой местности. Место для загородной резиденции Московского князя представлялось весьма удобным.

Безопасность обители обеспечивалась скорее не монастырскими стенами, а стоявшей поблизости княжеской дружиной - что являлось достаточной защитой не только от нападений «лихих» людей, но и от разбойных набегов татарских отрядов, действовавших без ведома и санкции хана Золотой Орды.

Но все-таки пребывание архимандрита - настоятеля обители - в Кремле было, по-видимому, более естественным и для князя более удобным, поэтому через 27 лет после кончины святого князя Даниила архимандрия была действительно туда переведена.

 

Под 1330 годом Симеоновская летопись повествует об основании князем Иоанном Даниловичем Калитой новой каменной церкви во имя Преображения Господня в Московском Кремле и о переводе архимандрита Иоанна (с 1346 года - епископа Ростовского) из Данилова монастыря в новосозданную обитель[24].

Имя архимандрита Иоанна - единственного известного нам по историческим документам из настоятелей Данилова монастыря за весь период с XIV до середины XVI века, «мужа сановита и словесна любомудра, учительна Божественных писаний и добродетельна»[25], - стоит в истории московских монастырей рядом с именем преподобного князя Даниила. Вполне возможно, что этому достойному пастырю обитель Даниловская обязана своим первоначальным устроением. Может быть, именно архимандрит Иоанн облек в схиму первого Московского князя, а затем совершил его погребение на братском кладбище Данилова монастыря.

О переводе Даниловского монастыря в Кремль повествует также и «Степенная книга»: «Последи же сихъ, летомъ двадесяти и седьми прешедшимъ, в лето 6838 (1330), месяца мая 1 день, великий князь Иванъ, зовомый Калита, сын сего блаженнаго великаго князя Данила Александровича, той же монастырь Даниловский и со архимандритиею приведе внутрь града Москвы на свой царский дворъ, идеже и церковь постави во имя боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и монастырь честенъ устрои. Древний же монастырь Даниловский и все наследие Даниловского монастыря и самый погостъ Даниловский и иные села Даниловские вручи архимандриту святого Спаса да вкупе оба монастыря под единиемъ началомъ и подъ единою паствою нескудно устраяются"[26].

Таким образом, князь Иоанн Данилович Калита устроил в Кремле церковь Спаса Преображения и иноческую обитель со степенью архимандрии, в новую обитель перевел часть даниловской братии во главе с архимандритом Иоанном, а «старый» Даниловский монастырь со всеми его угодьями подчинил Спасскому (Преображенскому) монастырю.

Строго говоря, если основываться на свидетельстве «Степенной книги», едва ли можно вести речь о переводе Даниловского монастыря: судя по всему, обитель некоторое время оставалась на прежнем месте в своем первоначальном качестве. Монастырь святого Даниила дал жизнь новой обители, которая с 1330 года начала отсчет своей истории. Подобные случаи бывали и в позднейшие времена.

Интересно, что монастырский храм новой обители также оказался связан с именем святого Даниила. Существовало мнение, которое приводит архимандрит Дионисий, что каменная Спасская церковь была возведена на месте прежней деревянной, построенной в 1272 году святым благоверным князем Даниилом.

 Спасский монастырь просуществовал в Кремле до XV столетия. Во время правления великого князя Иоанна III Васильевича  (1462-1505) он был переведен на новое место - на Крутицы и положил начало Новоспасскому монастырю.

Небольшая Даниловская обитель пришла в запустение. По мнению архимандрита Дионисия, учрежденное в Даниловском монастыре князем Иоанном Калитою игуменство «едва ли... могло существовать здесь долго, будучи во всем подчинено Спасскому, даже в самом содержании; ибо все угодья и земли Даниловского монастыря были уже в руках спасского настоятеля»[27]...

По сообщению «Степенной книги», Даниловский монастырь так оскудел по нерадению спасских архимандритов, что «ни следу монастыря познаватися; токмо едина церкви оста во имя святаго Данила Столпника; и прозвася место оно - сельцо Даниловское. Монастыря ни въ слуху не бяше, аки не бысть». О нем напоминали только названия «Даниловское место» и «сельцо Даниловское», да еще деревянная церковь во имя преподобного Даниила Столпника, оставшаяся на месте бывшей обители. Вокруг этого храма, уже не монастырского, а приходского, образовался обширный погост, где среди безвестных могил иноков и поселян скрывались до времени в земле мощи святого князя.

Священник Александр Дубинин, 2000 г.

 


[1] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995, с. 105.

[2] Лаврентьевская и Троицкая летописи // Полное собрание русских летописей. Т. 1. СПб., 1846, с. 196.

[3] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 3, с. 201.

[4] Лаврентьевская и Троицкая летописи // Полное собрание русских летописей. Т. 1, с. 468.

[5] Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950, с. 191.

[6] Симеоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 18. СПб., 1913, с. 191.

[7] Амвросий (Орнатский), архимандрит. История российской иерархии. Ч. VI. М., 1815, с. 1104.

[8] Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архимандрит. Летописные и другие сказания о св. благоверном князе Данииле Александровиче, сыне св. благоверного великого князя Александра Невского, и построенном им за Москвою-рекою Даниловском монастыре. М., 1873.

[9] Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852, с. 231.

[10] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908, с. 407.

[11] Дионисий (Виноградов), архимандрит. Даниловский мужской монастырь третьего класса, Московской епархии, в Москве. Краткий очерк. М., 1899, с. 4.

[12] Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, с. 198.

[13] Кучкин В. А. О дате основания Московского Данилова монастыря // Вопросы истории. 1990, №7, с. 164-166.

[14] Смирнов С. Древнерусский духовник. М., б./г., репринтное издание, с. 23, 24

[15] Киево-Печерский Патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1991 (репринтное издание), с. 158.

[16] Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерусском городе // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990, с. 44-45.

[17] Клепинин Н. А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М.,1993, с. 15.

[18] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1997, с. 11.

[19] Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV вв. М., 1957, с. 15.

[20] Костомаров Н. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. М., 1988.

[21] Дубов И. В. Переславль-Залесский - родина Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995, с. 90.

[22] Старые русские города. М., 1980, с. 391.

[23] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995, с. 307.

[24] Симеоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 18, с. 91.

[25] Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии. Ч. VI, с. 260-263.

[26] Степенная книга // Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1. М., 1908, с. 298.

[27] Дионисий (Виноградов), архимандрит. Святой благоверный великий князь Московский Даниил, основатель Даниилова монастыря. М., 1897, с. 11.

Интернет-журнал "Прихожанин"

Еще по теме

Рассылка новостей

Каталог Православное Христианство.Ру  
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вход or Создать аккаунт