Logo

В Даниловом монастыре почтили память архиепископа Никифора

В этот день наместник монастыря архимандрит Алексий с братией совершили заупокойную литию о упокоении архиепископа Никифора Феотокиса, выдающегося греческого православного просветителя и российского архипастыря. На литии присутствовали представители посольства Греческой республики в Российской Федерации. После молитвы состоялась пресс-конференция.

 

Архиепископ Никифор Феотокис родился 15 февраля 1831 г. на греческом острове Керкира (по-итальянски Корфу). На своей родине он прославился как человек блестяще образованный, талантливый проповедник, педагог, ученый, богослов, издатель святоотеческих творений. В ряду его научных трудов следует особо отметить издание «Подвижнических слов» св. Исаака Сирина на греческом языке. В 1776 году, после долгих странствий по городам Европы, по приглашению своего старшего соотечественника и друга архиепископа Славянского и Херсонского Евгения Вульгариса (1716–1806), Никифор приехал в Россию, где в течение почти полувека трудился на церковной ниве. В 1779 году он был возведен в сан архиепископа Славянского и Херсонского, а спустя семь лет переведен на Астраханскую кафедру. В России архиепископ Никифор особенно известен своей деятельностью по уврачеванию старообрядческого раскола; он справедливо считается одним из основоположников единоверия. В Полтаве (где находилась кафедра архиепископа Славянского и Херсонского) преосвященный Никифор основал всесословную духовную семинарию, впоследствии весьма знаменитую. Ему обязана своим устроением и Астраханская духовная семинария.

В связи с проблемой старообрядческого раскола преосвященный Никифор состоял в переписке с такими выдающимися русскими иерархами, как митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров, 1736–1801) и митрополит Московский Платон (Левшин, 1737–1812). Его «почтенным другом» был выдающийся русский ученый, историк и археолог, в то время помощник управляющего московского Архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш-Каменский (1737–1814).

В 1792 году архипастырь был уволен на покой и назначен управляющим московским Даниловым монастырем. Немногочисленная в то время братия обители обрела в архиепископе Никифоре истинного пастыря и духовного отца. От юности взыскавший высшей христианской добродетели и обретший ее на пути святых отцов, архипастырь-старец мог указать этот путь и другим. Он отличался даром духовной любви, умел согревать души людей добрым словом, наставлять полезным советом.

Архиепископ Никифор принадлежал к образованнейшим людям своего времени; выдающийся богослов и духовный писатель, выразитель византийской святоотеческой традиции, он был также прекрасно знаком с современным естествознанием и западными философскими учениями и по примеру древних учителей Церкви часто использовал эти знания для назидания паствы и защиты церковного учения от чуждых влияний. Большую часть своих литературных трудов он посвятил духовному просвещению своих соотечественников, томящихся под властью Османской империи.

В стенах Данилова монастыря преосвященный Никифор составил главный труд своей жизни – четырехтомный «Кириакодромион» («Путь по дням Господним») – сборник толкований и бесед на воскресные Евангельские и Апостольские чтения всего года, который был впервые издан в Москве в 1796 и 1808 гг. В Даниловом монастыре он также составил учебные пособия для греческих школ – «Основания математики» и «Основания географии».

В конце жизни архиепископ Никифор услышал радостную весть об освобождении своей родины от чужестранных завоевателей: в 1799 г. Ионические острова были освобождены от войск Наполеона святым адмиралом Федором Ушаковым.

Святитель мирно скончался 31 мая 1800 года – вдали от родины, в стенах древней русской обители, давшей ему покой. Здесь же он был и похоронен по его завещанию. Могила Никифора Феотокиса сохранялась до 1930-х годов, а затем была разрушена вместе с кладбищем Данилова монастыря.

В XIX веке архиепископ Никифор был хорошо известен и почитаем в России. Его высоко ценили русские святые – Оптинский старец Макарий (Иванов) и святитель Игнатий (Брянчанинов). Преподобный Паисий Величковский был знаком с ним по переписке; знаменитый молдавский старец перевел на славянский язык «Четыре огласительных слова к монахине» Никифора Феотокиса, русский перевод которых впоследствии неоднократно издавался Оптиной пустынью. О Никифоре Феотокисе писали русские ученые-византисты епископ Порфирий (Успенский), А.А. Дмитриевский, Ф.И. Успенский. К его духовному наследию обращался в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), написавший кандидатскую диссертацию о значении Никифора Феотокиса в истории Русской Церкви и духовной литературы.

И ныне российского архипастыря-грека с благодарностью помнят и почитают как его соотечественники, так и потомки его русской паствы. Знаком почитания  святителя Никифора в Даниловой обители явилось сооружение памятного креста недалеко от места его захоронения, у южной стены храма Святых отцов семи Вселенских соборов.  

Template Design © Joomla Templates | GavickPro. All rights reserved.